Дата публикации: 01.01.2023

Вербальная и физическая агрессия субъектов образовательных отношений: содержание профилактической работы педагогов

Аннотация

Научно-исследовательская работа выполнена при финансовой поддержке ЦИПБ РАН в рамках государственного задания 2023 года № FFZ-2021-0005 В статье дана характеристика вербальной и физической агрессии, представлены результаты эмпирического исследования проблемы вербальной и физической агрессии в различных регионах РФ. Обоснованы социальнопедагогические условия эффективной профилактической работы образовательной организации. Разработано содержание профилактической работы педагогов с обучающимися, родителями или законными представителями обучающихся.




В современных условиях предупреждение и преодоление вербальной и физической агрессии становится важной задачей обеспечения безопасной образовательной среды для всех участников образовательных отношений — обучающихся, их родителей или законных представителей, специалистов, работающих в образовательной организации.  

Вербальная или речевая агрессия как форма агрессивного поведения проявляется через выражение негативных чувств: через ссору, крик, грубый тон разговора, сквернословие, угрозы, проклятья и др. Агрессивные действия с использованием физической силы (толчки, удары, избиения, истязания и др. или порча вещей, имущества), нанесение вреда, ущерба окружающим людям или предметам — это проявление физической агрессии [7; 11].

В 2021 году нами был проведен опрос в 80 образовательных организациях из 40 регионов1. В 60 школах были выделены следующие наиболее выраженные проявления вербальной агрессии: нецензурные выражения, оскорбления, обвинения, высмеивание, унижения, обесценивание, агрессивные комментарии, угрозы, замечания, высказанные в агрессивной форме, отказ в грубой форме. В 25 школах родители обучающихся проявляли вербальную агрессию по отношению к педагогам. В семи школах отмечена вербальная агрессия со стороны педагогов. Среди проявлений физической агрессии были отмечены: драки между мальчиками — в 43 школах, драки между девочками — в 11, драки между несколькими школьниками — в 35, косвенная физическая агрессия (нанесение ущерба вещам обучающегося) — в 47 школах из 80 [7; 11]. Анализ проблемы показывает, что проявления вербальной и физической агрессии взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут проявляться одновременно во время конфликтной ситуации или провоцировать переход от одной формы агрессии в другую в процессе конфликта.

В. С. Собкин на материалах социологического опроса 4837 обучающихся 7–11-х классов выявил социокультурные факторы физической агрессии и показал, что чаще принимают участие в драках школьники с низкой успеваемостью, у которых родители не имеют высшего образования, треть из опрошенных школьников драки считают нормой и не осуждают их [14, с. 93]. Данное исследование подтверждает семейный фактор агрессивного поведения обучающихся и показывает взаимосвязь низкого воспитательного и низкого образовательного потенциала семьи.

Масштабное исследование было проведено в 2021 году В. А. Иванюшиной, Д. К. Ходоренко, Д. А. Александровым в Калужской области в 201 школе, в которых были опрошены 8433 обучающихся. Авторы исследования показали, что в школе девочки подвергаются чаще вербальной агрессии, а мальчики — физической агрессии [6, c. 220].

Список литературы

1. 1. Андрианова Р. А. Буллинг и кибербуллинг в школе: характерные признаки и условия профилактики агрессивного преследования [Электронный ресурс] / Р. А. Андрианова // Известия Российской академии образования. — 2020. — № 4 (53). — С. 35–46. — Режим доступ
2. Андрианова Р. А. Профилактика буллинга в школе: роль классного руководителя [Электронный ресурс] / Р. А. Андрианова // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление : сб. трудов XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–8 апреля 2021 г.) / сост. А
3. Антипова Ж. В. К вопросу содержания дополнительной профессиональной подготовки педагогов к организации воспитательной работы в условиях инклюзивного дошкольного образования [Электронный ресурс] / Ж. В. Антипова, Л. Р. Давидович // Новое в психологопеда
4. Волкова Е. Н. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде: направления работы на основе результатов исследования / Е. Н. Волкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2021. — № 4. — С.
5. Гребенкина А. А. Агрессия и конфликты в отношениях педагогов и школьников как фактор дестабилизации образовательного пространства / А. А. Гребенкина, Е. В. Гребенкин // Сибирский педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 105–112. — DOI: 10.15293/1813-
6. Иванюшина В. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы/ В.А.Иванюшина, Д.К.Ходоренко, Д.А.Александров// Вопросы образования. — 2021. — № 4. — С. 220–242. — DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
7. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде [Электронный ресурс] / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова и др. — М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. — 364 с. — Ре
8. Ничипорук А. В. Индивидуально-психологические особенности подростков, использующих ненормативную лексику (гендерный аспект) / А. В. Ничипорук // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2020. — Т. 2, № 12–2
9. Новикова М. А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом / М. А. Новикова, А. А. Реан, И. А. Коновалов // Вопросы образования. — 2021. — № 3. — С. 62–90. — DOI: 10.17323/1
10. Преодоление разрыва между социально-педагогической практикой и законом / М. П. Гурьянова, Л. В. Штылева, О. Л. Лебедь и др. // Образование и наука. — 2015. — № 9 (128). — С. 134–146. — DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-134-146
11. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — DOI: 10
12. Реан А. А. Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов / А. А. Реан, И. А. Коновалов, Е. С. Кошелева // Интеграция образования. — 2022. — Т. 26, № 4 (109). — С. 688–707. — DOI: 10.155
13. Симатова О. Б. Качественное своеобразие вербальной агрессии в контексте различных общепрофессиональных деформаций педагогов [Электронный ресурс] / О. Б. Симатова // Вестник Московского государственного областного университета. — 2022. — № 3. — DOI: 10
14. Собкин В. С. Физическая агрессия современного подростка: влияние стратификационных и социокультурных факторов / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова, Ю. О. Коломиец // Ученые записки ИУО РАО. — 2020. — № 3 (75). — С. 79–99.
15. Сысоева Е. Ю. Профилактика вербальной агрессии педагогов / Е. Ю. Сысоева // Психология обучения. — 2019. — № 6. — С. 96–102.
16. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children [Electronic resource] / I. V. Wagner, I. I. Frishman, V. P. Golovanov et al. // European Proceedings of Educational Sciences EpES (Moscow, December 7–8, 2020). — М. : Europ

Остальные статьи