Вербальная и физическая агрессия субъектов образовательных отношений: содержание профилактической работы педагогов
Аннотация
Научно-исследовательская работа выполнена при финансовой поддержке ЦИПБ РАН в рамках государственного задания 2023 года № FFZ-2021-0005 В статье дана характеристика вербальной и физической агрессии, представлены результаты эмпирического исследования проблемы вербальной и физической агрессии в различных регионах РФ. Обоснованы социальнопедагогические условия эффективной профилактической работы образовательной организации. Разработано содержание профилактической работы педагогов с обучающимися, родителями или законными представителями обучающихся.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 152-163 |
УДК | 37.013.42 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_152 |
В современных условиях предупреждение и преодоление вербальной и физической агрессии становится важной задачей обеспечения безопасной образовательной среды для всех участников образовательных отношений — обучающихся, их родителей или законных представителей, специалистов, работающих в образовательной организации.
Вербальная или речевая агрессия как форма агрессивного поведения проявляется через выражение негативных чувств: через ссору, крик, грубый тон разговора, сквернословие, угрозы, проклятья и др. Агрессивные действия с использованием физической силы (толчки, удары, избиения, истязания и др. или порча вещей, имущества), нанесение вреда, ущерба окружающим людям или предметам — это проявление физической агрессии [7; 11].
В 2021 году нами был проведен опрос в 80 образовательных организациях из 40 регионов1. В 60 школах были выделены следующие наиболее выраженные проявления вербальной агрессии: нецензурные выражения, оскорбления, обвинения, высмеивание, унижения, обесценивание, агрессивные комментарии, угрозы, замечания, высказанные в агрессивной форме, отказ в грубой форме. В 25 школах родители обучающихся проявляли вербальную агрессию по отношению к педагогам. В семи школах отмечена вербальная агрессия со стороны педагогов. Среди проявлений физической агрессии были отмечены: драки между мальчиками — в 43 школах, драки между девочками — в 11, драки между несколькими школьниками — в 35, косвенная физическая агрессия (нанесение ущерба вещам обучающегося) — в 47 школах из 80 [7; 11]. Анализ проблемы показывает, что проявления вербальной и физической агрессии взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут проявляться одновременно во время конфликтной ситуации или провоцировать переход от одной формы агрессии в другую в процессе конфликта.
В. С. Собкин на материалах социологического опроса 4837 обучающихся 7–11-х классов выявил социокультурные факторы физической агрессии и показал, что чаще принимают участие в драках школьники с низкой успеваемостью, у которых родители не имеют высшего образования, треть из опрошенных школьников драки считают нормой и не осуждают их [14, с. 93]. Данное исследование подтверждает семейный фактор агрессивного поведения обучающихся и показывает взаимосвязь низкого воспитательного и низкого образовательного потенциала семьи.
Масштабное исследование было проведено в 2021 году В. А. Иванюшиной, Д. К. Ходоренко, Д. А. Александровым в Калужской области в 201 школе, в которых были опрошены 8433 обучающихся. Авторы исследования показали, что в школе девочки подвергаются чаще вербальной агрессии, а мальчики — физической агрессии [6, c. 220].