Воспитательная функция образовательных сред развития личности учащихся
Аннотация
В статье анализируются значимые вехи истории изучения в российской педагогической психологии образовательной среды развития учащихся, выделяются ее основные модели, а также показано их значение для оптимизации учебно-воспитательного процесса формирования мышления и личности в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 144-152 |
УДК | 159.9.01 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_144 |
Введение
Современная педагогическая психология в системно-деятельностном анализе проблем модернизации социально значимых процессов воспитания и обучения все чаще обращается к изучению опыта зарубежного и российского человекознания [1; 2; 9; 10; 15] для использования его достижений при разработке средств проектирования образовательной среды в условиях начала ХХI века. В связи с этим актуально изучение значимых вех истории педагогической психологии, достижения которой служат основанием для разработки основных моделей образовательной среды, эффективных для формирования мышления и личности учащихся в современных условиях. В связи с этим рассмотрим значения термина «среда» и понятия «образовательная среда», охарактеризуем историко-научные предпосылки ее изучения, выделим основные концептуальные модели и рассмотрим пути их использования для проектирования психолого-педагогических условий модернизации современного образования.
1. Сущность понятия «образовательная среда» и историко-научные предпосылки ее психолого-педагогического изучения
Родовым для понятия «образовательная среда» является понятие «среда». В философии, социологии, психологии и педагогике [1; 2; 9; 10 и др.] среда определяется по-разному. Так, М. З. Ильчиков трактовал понятие «среда» как общность разнообразных влияний, которые меняют жизненное развитие, Б. А. Смирнов оценивал среду как комплекс условий, окружающих конкретный предмет и человеческую личность, а также воздействующих на них прямым или косвенным образом [5]. А. П. Нечаев определял значение среды как всего, что окружает, входит в орбиту функционирования субъекта как средство, предмет или условие. Д. Маркович предполагал, что понятие «среда» должно отражать общность условий и влияний в рамках одного окружения и их развитие. Это позволяет нам сделать вывод о существовании окружения, условий и воздействии условий на субъектов среды, на позиции главных элементов. Толковый словарь поясняет понятие «среда» как окружение, комплекс социальных, природных, бытовых условий, общность людей, которые связаны конкретными условиями, сопровождающими течение человеческой жизни.
В философию термин «среда» была внедрен в эпоху Просвещения, когда он трактовался как окружающие человека общественные, духовные, материальные условия его существования, деятельности, формирования личности. Здесь это понятие рассматривалось как макросреда, то есть акцентировалась экономическая общественная структура в целом (включающая в себя социальные институты, производственные, религию, культуру, сознание), а также как микросреда (окружение отдельно взятого индивидуума — родственники, рабочий коллектив).