Дата публикации: 31.12.2022

Воспитательная функция образовательных сред развития личности учащихся

Аннотация

В статье анализируются значимые вехи истории изучения в российской педагогической психологии образовательной среды развития учащихся, выделяются ее основные модели, а также показано их значение для оптимизации учебно-воспитательного процесса формирования мышления и личности в современном образовательном пространстве.




Введение

Современная педагогическая психология в системно-деятельностном анализе проблем модернизации социально значимых процессов воспитания и обучения все чаще обращается к изучению опыта зарубежного и российского человекознания [1; 2; 9; 10; 15] для использования его достижений при разработке средств проектирования образовательной среды в условиях начала ХХI века. В связи с этим актуально изучение значимых вех истории педагогической психологии, достижения которой служат основанием для разработки основных моделей образовательной среды, эффективных для формирования мышления и личности учащихся в современных условиях. В связи с этим рассмотрим значения термина «среда» и понятия «образовательная среда», охарактеризуем историко-научные предпосылки ее изучения, выделим основные концептуальные модели и рассмотрим пути их использования для проектирования психолого-педагогических условий модернизации современного образования. 

1. Сущность понятия «образовательная среда» и историко-научные предпосылки ее психолого-педагогического изучения

Родовым для понятия «образовательная среда» является понятие «среда». В философии, социологии, психологии и педагогике [1; 2; 9; 10 и др.] среда определяется по-разному. Так, М. З. Ильчиков трактовал понятие «среда» как общность разнообразных влияний, которые меняют жизненное развитие, Б. А. Смирнов оценивал среду как комплекс условий, окружающих конкретный предмет и человеческую личность, а также воздействующих на них прямым или косвенным образом [5]. А. П. Нечаев определял значение среды как всего, что окружает, входит в орбиту функционирования субъекта как средство, предмет или условие. Д. Маркович предполагал, что понятие «среда» должно отражать общность условий и влияний в рамках одного окружения и их развитие. Это позволяет нам сделать вывод о существовании окружения, условий и воздействии условий на субъектов среды, на позиции главных элементов. Толковый словарь поясняет понятие «среда» как окружение, комплекс социальных, природных, бытовых условий, общность людей, которые связаны конкретными условиями, сопровождающими течение человеческой жизни.

В философию термин «среда» была внедрен в эпоху Просвещения, когда он трактовался как окружающие человека общественные, духовные, материальные условия его существования, деятельности, формирования личности. Здесь это понятие рассматривалось как макросреда, то есть акцентировалась экономическая общественная структура в целом (включающая в себя социальные институты, производственные, религию, культуру, сознание), а также как микросреда (окружение отдельно взятого индивидуума — родственники, рабочий коллектив).

Список литературы

1. 11. Семенов И. Н. Рефлексивно-развивающие среды формирования мышления и самосознания субъектов образования / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2013. — № 4. — С. 81–97.
2. 19. Ясвин В. А. Векторная модель школьной среды / В. А. Ясвин // Директор школы. — 1998. — № 6. — С. 13–22.
3. 18. Шуляк Н. В. Модель основной (подростковой) школы. Проектирование универсальных действий в подростковой школе : монография / Н. В. Шуляк, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Саарбрюккен : Lambert, 2014. — 176 с.
4. obrazovatelnogo-prostranstva-vzroslogo-cheloveka-ch-1-teoretiko-metodologicheskiepredposylki (дата обращения: 25.04.2020).
5. 17. Шендрик И. Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч. 1. Теоретико-методологические предпосылки [Электронный ресурс] // Образование и наука. — 2004. — № 5. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie</a>
6. 16. Шацкий Е. История социологической мысли / Е. Шацкий. — М. : Новое литературное обозрение, 2018. — 720 с.
7. 15. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. Исаев ; под ред. В. Слободчикова. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. — 361 с.
8. 14. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной акмеологии творческой личности в философско-педагогическом наследии К. Н. Вентцеля / И. Н. Семенов, И. И. Павлов // Акмеология. — 2017. — № 4 (64). — С. 7–18.
9. 13. Семенов И. Н. Философско-психологические аспекты развития человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1. — С. 20–34.
10. 12. Семенов И. Н. П. П. Блонский известный и неизвестный: институционально-персонологическая рефлексия его жизнетворчества и вклада в психологию развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 2. — С. 244–258.
11. 1. Алексеев Н. Г. Философия образования / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. С. Швырев // Высшее образование в России. — 1997. — № 3. — С. 88–94.
12. 10. Семенов И. Н. Развитие отечественной философии образования / И. Н. Семенов // Вестник РГНФ. — 1997. — № 4. — С. 218–228.
13. 9. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде / А. И. Савенков // Развитие личности. — 2002. — № 3. — С. 113–146.
14. 8. Панов В. И. Введение в экологическую психологию / В. И. Панов. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 184 с.
15. 7. Ларионова Л. И. Образовательное пространство как научная проблема / Л. И. Ларионова // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти В. А. Родионова : сборник. — М., 2017. — С. 80–86.
16. 6. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы / А. С. Макаренко — М. : Юрайт, 2019. — 323 с.
17. 5. Ильчиков М. З. Социология воспитания / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. — М. : Гардарика, 1996. — 111 с.
18. 4. Гришин И. С. Интегративное взаимодействие сред развития человеческого капитала в дополнительном образовании одаренных детей / И. С. Гришин, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. — М. : МПГ
19. 3. Выготский Л. C. Синтез психологии и педагогики — прорыв в образовании. Рекомендации выдающегося психолога в помощь детским педагогам / Л. С. Выготский. — М. : АмритаРусь, 2019. — 248 с.
20. 2. Бухарова А. А. Обзор концепций рефлексии и образования в философии М. Шелера / А. А. Бухарова, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 4–5. — С. 18–63.

Остальные статьи