Дата публикации: 01.01.2023

Динамика психологических механизмов чтения в истории человека

Аннотация

В статье анализируется динамика психологических механизмов чтения в истории человечества. Прослеживается переход от спонтанного восприятия символа к рациональному усвоению информации, подражанию и интериоризации авторской речи, трансляции смыслов, их трансформации в сотворческом чтении. Обосновывается понимание чтения как высшей психической функции по Выготскому, которая регулирует смысловое понимание текстов различными способами. Отмечается, что опосредующим функцию смыслового понимания знаком является авторский замысел.




Введение

К концу XX века возникла социокультурная проблема: люди стали заметно меньше читать, чем читали до этого. А когда возникает проблема, актуализируется интерес к истории. Именно в попытках проанализировать спад интереса к чтению зародилась отдельная научная отрасль «история чтения». В 1995 году коллективом европейских культурологов, историков, социологов подготовлена и издана книга «История чтения в западном мире от Античности до наших дней» [6]. В ней анализируются технические инновации, которые привели к изменению формы книг и характера чтения, а также этапы развития и трансформации читательской аудитории. В 1996 году вышла книга с названием «История чтения» [12]. Ее автор издатель, переводчик, библиофил бразильского происхождения Альберто Мангуэль в форме художественных эссе описал ключевые моменты истории того, как менялись книга и чтение на протяжении веков. До этих книг история чтения никогда не была отдельным интересом исследователей, а изучалась в контексте других тем — истории письменности [23], истории книги [25], истории книжной культуры [9; 16], а также анализировалась в истории образования и самообразования [18]. Отдельные важные для понимания истории и психологии чтения вопросы разрабатывались в философии (Аристотель, Сенека, Августин, Декарт, Ницше, Хайдеггер, Гадамер и др.), однако полный исторический обзор развития воззрений на чтение нам не известен, скорее всего, его не существует, и не он является целью этой статьи. Зато существует обзор представлений о чтении в художественной литературе, являющийся саморефлексией литературы, он содержится в монографии О. Н. Турышевой «Книга — чтение — читатель как предмет литературы» [22].

Некоторые моменты истории чтения затрагивались в истории письменности. Они близки, однако в современности историю письменности и историю чтения различают. Их следует различать, поскольку история чтения — дисциплина по сути психологическая. Чтение — это психологический процесс, не фиксируемый нигде, ни в виде текста, как у писателя, ни в виде книги, как у издателя, ни даже в виде денежного дохода, как у книготорговца или статистики книговыдач, как у библиотекаря. Письменность и особенно книгу изучать легче, чем чтение. Ведущий российский специалист по чтению Ю. П. Мелентьева объясняет это так: «Поскольку книга как объект материальной культуры более устойчива и более доступна для изучения, кажется, что, изучая историю письменности и книги (рукописной, печатной), мы получаем достаточно полные сведения и об “оборотной стороне” — чтении. В известной степени так оно и есть. Изучая изменение носителя текста (глиняная табличка, папирус, пергамент, бумага) и его формы (свиток, кодекс, а сегодня — экран), мы можем получить ценные сведения об особенностях чтения в ту или иную эпоху. Далее, некоторые сведения (например, о распространенности чтения в ту или иную эпоху, в той или иной стране и среде) можно получить, зная о том, когда возникла письменность в данном регионе, какие рукописи хранились в монастырях, насколько широко было распространено книгоиздание, каковы были тиражи и т. п. Однако этим знанием представления о чтении далеко не исчерпываются» [13, с. 9].

Психологические представления о чтении включают в себя не только психологические механизмы обучения чтению, но и психологические механизмы восприятия и понимания текстов, а также механизмы трансляции и порождения смыслов при чтении. А, как показывает изучение истории чтения, они менялись на протяжении истории человечества, но остаются недостаточно изученными. Именно поэтому в этой статье мы ставим следующие задачи:

1) психологический анализ фактов из истории чтения;

Список литературы

1. Мосунова Л. А. Анализ художественных текстов : учебник и практикум для вузов / Л. А. Мосунова. — М. : Юрайт, 2019. — 228 с.
2. Эко У. Имя розы / У. Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович. — М. : АСТ: Corpus, 2016. — 672 с. 27. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко ; пер. с англ. А. Глебовской. — СПб. : Симпозиум, 2007. — 285 с.
3. Шомракова И. А. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. Г. В. Михеева ; СПбГУКИ. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Профессия, 2008. — 392 с.
4. Шкуратов В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. — Ростов-на-Дону : Город N, 1994. — 288 с.
5. Шартье Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье ; пер. с фр. и послесл. И. К. Стаф. — М. : Новое издательство, 2006. — 272 с.
6. Турышева О. Н. Книга — чтение — читатель как предмет литературы / О. Н. Турышева. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2011. — 286 с.
7. Сто запрещенных книг: Цензурная история мировой литературы / Н. Каролидес, М. Балд, Д. Соува, А. Евстратов ; пер. с англ. И. Ивановой. — М. : Ультра культура, 2004. — 608 с.
8. Свенбро Й. Древняя Греция в эпоху архаики и классический период: Возникновение практики «безмолвного чтения» — чтения про себя / Й. Свенбро // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М
9. Сапа А. А. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А. А. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. — 2014. — № 5. — С. 23–42.
10. Рубакин Н. А. Библиологическая психология / Н. А. Рубакин. — М. : Академический проект, 2006. — 800 с.
11. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — М. : Неолит, 2019. — 368 с.
12. Немировский Е. Л. Книги, изменившие мир : в 2 т. / Е. Л. Немировский. — Пятигорск : СНЕГ, 2015.
13. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л. А. Мосунова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2012. — 170 с.
14. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / М. Адлер ; пер. с англ. Л. Плостак. — 4-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 344 с.
15. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения: постановка проблемы / Ю. П. Мелентьева // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сб. статей. — М. : Межрегио
16. Мангуэль А. История чтения / А. Мангуэль ; пер. с англ. М. Юнгер. — Екатеринбург : У-Фактория, 2008. — 381 с.
17. Леонтьев Д. А. От слова к реальности: возможности языка и онтологический статус сообщения / Д. А. Леонтьев // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет / под ред. Л.Шипелевич. — Варшава : Институт русистики Варшавского университета, 2006. — С. 41–48.
18. Книги, изменившие историю / ред. М. Коллинз. — М. : Эксмо, 2018. — 256 с. 10. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 111 с.
19. Кальвино И. Если однажды зимней ночью путник… / И. Кальвино ; пер. с итал. Г. П. Киселева. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 315 с.
20. Кавалло Г. Введение / Г. Кавалло, Р. Шартье // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской. — М. : Издательство ФАИР, 2008. — С. 9–52.
21. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской. — М. : Издательство ФАИР, 2008. — 544 с.
22. Домбровская И. С. К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора / И. С. Домбровская // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 3. — С. 54–59.
23. Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт ; пер. М. Позднева, Н. Сретенского, А. Гутермана. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2022. — 320 с.
24. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1982. — 504 с.
25. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. — М. : Искусство, 1968. — С. 55–68.

Остальные статьи