Динамика психологических механизмов чтения в истории человека
Аннотация
В статье анализируется динамика психологических механизмов чтения в истории человечества. Прослеживается переход от спонтанного восприятия символа к рациональному усвоению информации, подражанию и интериоризации авторской речи, трансляции смыслов, их трансформации в сотворческом чтении. Обосновывается понимание чтения как высшей психической функции по Выготскому, которая регулирует смысловое понимание текстов различными способами. Отмечается, что опосредующим функцию смыслового понимания знаком является авторский замысел.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 76-87 |
УДК | 159.92 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_76 |
Введение
К концу XX века возникла социокультурная проблема: люди стали заметно меньше читать, чем читали до этого. А когда возникает проблема, актуализируется интерес к истории. Именно в попытках проанализировать спад интереса к чтению зародилась отдельная научная отрасль «история чтения». В 1995 году коллективом европейских культурологов, историков, социологов подготовлена и издана книга «История чтения в западном мире от Античности до наших дней» [6]. В ней анализируются технические инновации, которые привели к изменению формы книг и характера чтения, а также этапы развития и трансформации читательской аудитории. В 1996 году вышла книга с названием «История чтения» [12]. Ее автор издатель, переводчик, библиофил бразильского происхождения Альберто Мангуэль в форме художественных эссе описал ключевые моменты истории того, как менялись книга и чтение на протяжении веков. До этих книг история чтения никогда не была отдельным интересом исследователей, а изучалась в контексте других тем — истории письменности [23], истории книги [25], истории книжной культуры [9; 16], а также анализировалась в истории образования и самообразования [18]. Отдельные важные для понимания истории и психологии чтения вопросы разрабатывались в философии (Аристотель, Сенека, Августин, Декарт, Ницше, Хайдеггер, Гадамер и др.), однако полный исторический обзор развития воззрений на чтение нам не известен, скорее всего, его не существует, и не он является целью этой статьи. Зато существует обзор представлений о чтении в художественной литературе, являющийся саморефлексией литературы, он содержится в монографии О. Н. Турышевой «Книга — чтение — читатель как предмет литературы» [22].
Некоторые моменты истории чтения затрагивались в истории письменности. Они близки, однако в современности историю письменности и историю чтения различают. Их следует различать, поскольку история чтения — дисциплина по сути психологическая. Чтение — это психологический процесс, не фиксируемый нигде, ни в виде текста, как у писателя, ни в виде книги, как у издателя, ни даже в виде денежного дохода, как у книготорговца или статистики книговыдач, как у библиотекаря. Письменность и особенно книгу изучать легче, чем чтение. Ведущий российский специалист по чтению Ю. П. Мелентьева объясняет это так: «Поскольку книга как объект материальной культуры более устойчива и более доступна для изучения, кажется, что, изучая историю письменности и книги (рукописной, печатной), мы получаем достаточно полные сведения и об “оборотной стороне” — чтении. В известной степени так оно и есть. Изучая изменение носителя текста (глиняная табличка, папирус, пергамент, бумага) и его формы (свиток, кодекс, а сегодня — экран), мы можем получить ценные сведения об особенностях чтения в ту или иную эпоху. Далее, некоторые сведения (например, о распространенности чтения в ту или иную эпоху, в той или иной стране и среде) можно получить, зная о том, когда возникла письменность в данном регионе, какие рукописи хранились в монастырях, насколько широко было распространено книгоиздание, каковы были тиражи и т. п. Однако этим знанием представления о чтении далеко не исчерпываются» [13, с. 9].
Психологические представления о чтении включают в себя не только психологические механизмы обучения чтению, но и психологические механизмы восприятия и понимания текстов, а также механизмы трансляции и порождения смыслов при чтении. А, как показывает изучение истории чтения, они менялись на протяжении истории человечества, но остаются недостаточно изученными. Именно поэтому в этой статье мы ставим следующие задачи:
1) психологический анализ фактов из истории чтения;