Дата публикации: 01.01.2023

Взаимосвязь аффективного и когнитивного компонентов этнической идентичности и толерантности молодежи (армянской и биэтничной)

Аннотация

В статье представлено исследование понятия и сущности толерантности и этнической идентичности. Рассмотрены различные определения феноменов толерантности и этнической идентичности. Раскрыты условия развития толерантности и основные этапы формирования толерантного отношения. Проанализирована взаимосвязь толерантности и этнической идентичности, а также взаимосвязь этнической толерантности и компонентов этнической идентичности. Результаты нашего исследования позволили выявить взаимосвязь между уровнем толерантности и компонентами этнической идентичности личности.




Введение

Испокон веков толерантность являлась человеческой добродетелью и подразумевала не только терпимость к различиям между людьми, но и способность иметь права и свободы, не нанося ущерба правам и свободам окружающих. Толерантность выступает в качестве основания для демократии и прав человека, поскольку подразумевает уважение, понимание и принятие культурного многообразия человечества, форм самовыражения нашего мира  и проявлений индивидуальности отдельного человека. Знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений способствуют толерантности. Феномен толерантности выступает объектом научных изысканий во многих областях научного знания, в том числе и психологии. Толерантное отношение проповедуют духовные и политические лидеры, на эту тему ежегодно публикуется множество книг и научных статей.

В свете глобализации и размывания границ, а также взаимного влияния и проникновения разных культур трансформация общества становится неизбежной. Протекающие в современном обществе изменения затрагивают личные границы каждого человека, способствуя осознанию необходимости толерантного отношения. Развитие навыков межкультурного взаимодействия и выработка норм толерантного поведения приобретают особую важность для развития общества как целого, а также для эффективного взаимодействия входящих в него групп. Эти проблемы приобретают исключительную актуальность в юношестве, поскольку именно в этот период происходят основные личностные трансформации, приводящие к формированию идентичности.

Понятие толерантности в свете последних событий подвергается сильнейшей критике, выступая предметом полемики как политиков, ученых и педагогов, так и простых граждан. Термин «толерантность» был введен в научный словарь Антуаном Л. К. Дестютом де Траси, известным французским философом и политическим деятелем [26]. Латинское слово toleranten, ставшее производным для термина «толерантность», означает устойчивость и невосприимчивость к внешним изменениям. Долгое время толерантность воспринималась в качестве сугубо медицинского, биологического термина. Однако сегодня, в связи с тенденцией диффузии между разными отраслями науки и сближением понятий, данный термин объективно приобретает иное значение, лишь отчасти связанное с первородным смыслом [6].

Наиболее общее понимание смысла термина «толерантность» и его современное трактование как «достижение гармонии в многообразии» основано на представлении, данном этому понятию в «Declaration of principles on tolerance» [7], провозглашенной на Генеральной Ассамблее ООН в Париже и торжественно принятой 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Документ «Declaration of principles on tolerance» был переведен с английского на русский язык и первоначально зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости», впоследствии заменен на «Декларацию принципов толерантности», что лучше отражает современный смысл термина [17]. Современная зарубежная литература предлагает различные толкования понятия и сущности толерантности. Согласно американскому изданию «American Heritage Dictionary», толерантность является способностью к признанию или фактическим признанием и уважением убеждений и действий других, базирующимся на взаимоуважении [29]. По Оксфордскому словарю толерантность — способность и готовность принимать личность или вещь (явление) без выражения протеста или физического вмешательства [27]. Согласно мальтийскому исследователю Кеннету Уэйну, толерантность понимается и выражается через признание и уважение других людей [20]. С точки зрения психологической науки толерантность выступает одним из наиболее существенных проявлений поведенческих характеристик индивидов в контексте общественных отношений. Эти проявления характеризуют особые, эмоциональные отношения и понимаются как отсутствие негативной реакции индивида в случае, когда она возможна и ожидаема внешним субъектом.

Список литературы

1. Орлов Б. А. Психология толерантности: проблемы и перспективы / Б. А. Орлов, А. З. Шапиро // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 62–66.
2. The American Heritage Dictionary of the English Language, Fifth Edition. — Harper Collins Publishers, 2022.
3. Tajfel H. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior / H. Tajfel, J. C. Turner / In: S. Worchel, W. G. Austin, Eds. // Psychology of Intergroup Relation. — Hall Publishers, Chicago, 1986. — Р. 7–24.
4. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. Tenth Edition / In D. Lea, J. Bradbery (Ed.). — Oxford University Press, 2020.
5. Ideology and Social Science: Destutt de Tracy and French Liberalism / In B. W. Head (Ed.). Dordrecht, M. Nijhoff. — Boston, Hingham, MA, 1985. — 235 р.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М. : Прогресс, 1996. — 344 с.
7. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — М., 2007. — 128 c.
8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М. : Гардарики, 2005. — 349 с.
9. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 124 с.
10. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм ; общ. ред. и послесл. В. И. Добренькова. — М. : Прогресс, 1990. — 336 с.
11. Уэйн К. Образование и толерантность / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. — 1997. — Т. ХХI, № 2. — C. 14–28.
12. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. — М. : Институт психологии РАН, Академический проект, 1999. — 320 с.
13. Солдатова Г. В. Психология межэтнической напряженности / Г. В. Солдатова. — М. : Смысл, 1998. — 389 с.
14. Смолянинова О. Г. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета / О. Г. Смолянинова, Е. А. Безызвестных, В. В. Коршунова и др. — Красноярск, 2016. — 100 с.
15. Петрицкий В. А. Толерантность — универсальный этический принцип / В. А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. — 1993. — № 1. — С. 139–151.
16. Алдошина М. И. Основы поликультурного образования : учеб. пособие / М. И. Алдошина. — 3-е изд. — Москва-Берлин, 2014. — 260 с.
17. Омелаенко Н. В. Толерантность: научно-теоретический дискурс [Электронный ресурс] / Н. В. Омелаенко // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2. — Режим доступа: <a href="https://science-education.ru/ru/article/view?id=22617" target="_blank">https://science-education.ru/ru/article/view?id=22617</a> (дата обращения: 22
18. Общая психология. Психологический лексикон : энциклопедический словарь : в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. — М., 2005. — 251 с.
19. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. — М., 1999. — С. 224.
20. Кули Ч. Х. Избранное : сб. переводов / сост. и пер. с англ. В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко ; РАН, ИНИОН. — М., 2019. — 234 c.
21. Ищенко Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю. А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 4. — С. 48–60.
22. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм ; пер с фр. // Социологические исследования. — 2011. — № 2. — С. 46–54.
23. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность в общероссийском контексте / Л. М. Дробижева // Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте : монография / под ред. Л. М. Дробижевой, С. В. Рыжо
24. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: научно-публицистический вестник / ред. А. Г. Асмолов. — М., 2001. — № 1. — C. 62–68.
25. Видт И. Е. Образование — механизм формирования межкультурной толерантности / И. Е. Видт // Толерантность в обществе различий : коллективная монография / под ред. В.Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, А.Ю.Зенковой. — Екатеринбург, 2005. — Вып. 15. — С. 182–196
26. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С. Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. — Красноярск, 2003. — С. 104–117.
27. Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблематику) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 240 с.
28. Богданова А. И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза : дис. … канд. пед. наук / А. И. Богданова // Теория и методика профессионального образования. — Красноярск, 2015. — 221 с.
29. Аполлонов И. А. Толерантность и диалог культур / И. А. Аполлонов, А. С. Берберян, О. Р. Тучина. — Краснодар, 2017. — С. 9–16.

Остальные статьи