Проекции образа «Я» художника в автопортрете
Аннотация
В статье анализируется процесс развития представлений о себе, своем творчестве и своей судьбе трех художников, принадлежавших различным историческим эпохам (А. Дюрера, В. Ван Гога и А. Зверева), на примере трех автопортретов каждого из них. При этом временная динамика образа «Я» в автопортретах рассматривается как путь самопознания творческой личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 46-60 |
УДК | 159.923 |
DOI | 0.51944/20738544_2023_1_46 |
Во все времена творческий порыв заставлял художника и мыслителя пристально вглядываться в себя, оценивать собственные духовные силы. М. Чиксентмихайи говорит о «вызове сложности» современного мира, и ответом на этот вызов может быть самопознание художником себя как автора собственной судьбы и своего жизненного пространства. Этот опыт представляется чрезвычайно важным для всех нас, поскольку восприятие искусства помогает человеку решить задачу определения собственной сущности [15]. Окрашенную переживанием работу над произведением искусства В. П. Зинченко рассматривал как важную часть духовной практики в работе над собой, вносящую неоценимый вклад в оформление души [10]. Искусство выступает как средство формирования культурного самосознания, как способ расширения самой жизни и ее углубления в область творчества. Человек в ходе восприятия произведения искусства находит себя в его эстетической форме и в его смысловом поле, осознает себя его сотворцом и ощущает собственную порождающую активность. При этом сама жизнь субъекта восприятия художественного произведения становится предметом творчества, необходимого для того, чтобы справиться с неопределенностью бытия [9]. Здесь осуществляется сложный процесс самосознания, поскольку личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия [11].
В этой связи особый интерес для культурного самопознания современного человека представляет рефлексия развития личности художника в разные исторические эпохи. Жизнь художника, отраженная в автопортретах, предстает как испытание, претерпевание, осознание и овладение собой, преодоление, постоянная борьба с неопределенностью, поиск смысла собственного существования и его красоты. К работе над автопортретом в творчестве художника можно отнести слова М. М. Бахтина о диалогизме поступающего сознания. Бахтин писал: «Жизнь по своей природе диалогична. Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, понимать, ответствовать, соглашаться и т. п.» [1, с. 337]. В автопортретах можно проследить путь личностного развития и трансценденции как процесс наибольшего сопротивления [12; 13]. В этой связи М. К. Мамардашвили рассматривал развитие личности как усилие, которое не имеет причинного объяснения [17].
Художник вглядывается в зеркало для прозрения собственной сущности. В истории культуры зеркало рассматривается не столько как технический, сколько как мировоззренческий прием модуляции пространства и своего образа в нем: визуальное пространство становится более полным, замкнутым и завершенным, оно свертывается, уплотняется таким образом, чтобы невидимое, смутно угадываемое стало видимым, актуально зримым [6]. Такие возможности зазеркалья позволяют художнику в процессе написания автопортрета соединить в творимом изображении себя реальное и идеальное «Я». «Я-идеальное» — это представление человека о том, каким бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей [20], которое определяет выбор жизненного пути. Именно поэтому автопортрет — это невербальная автобиография, разговор художника с самим собой и со временем, попытка автора отразить свой внутренний мир в противоречивой сложности и разобраться в нем. Изображая в автопортрете себя как Другого, художник в собственных чертах в интерьере эпохи создает проект своего пути, своей судьбы с акцентом на представления времени о ценности индивидуального в человеке [16].
Если мы попытаемся сравнить жанры живописи с позиции ключа к самопознанию, то жанр автопортрета покажется нам наилучшим средством для понимания человеком своего места в жизни, своей жизненной перспективы, своего призвания. М. М. Бахтин с большим скепсисом относился к автопортретам, считая, что никто не может увидеть себя истинного [2]. Но так ли это? Может, этот жанр изобразительного искусства имеет иное предназначение? Автопортрет — это акт самовыражения, в процессе которого человек открывает смыслы своего существования в конкретном пространстве и времени. Создавая автопортрет, художник конструирует модель собственной личности, осуществляя самопознание как внешних качеств, так и внутреннего мира в их единстве, а также своего места в социокультурном окружении. Чтобы описать, выразить себя, художник должен осознавать значимость собственной личности и испытывать ответственность за формирование своей сущности. По сути, в автопортрете запечатлены два творческих процесса: изображение автором своей личности и мировоззрения, а также отражение своей жизни в определенном историческом контексте. Это двойное изображение в высшей степени рефлексивно, поскольку без рефлексии, самоанализа изображение не может быть человеческим [18].
Исследователи автопортрета в живописи отмечали его социокультурную природу и значение, утверждая, что автопортрет выступает как рассказ об эпохе, в которой жил художник. Так, П. Волкова рассматривала автопортрет как мост, соединяющий зрителей с тем временем, в котором жил художник [5]. Однако с точки зрения психолога автопортрет — это не просто самоизображение в интерьере исторического периода, но поиск ответов: о собственной сущности, о мире, о своем призвании. Предлагаем в ходе изучения автопортретов рассмотреть развитие представлений очень разных художников о своей судьбе и призвании, совершить вместе с ними опыт самопознания, который обеспечивает биографическую память не только творца, но и зрителя.