Дата публикации: 01.01.2023

Проекции образа «Я» художника в автопортрете

Аннотация

В статье анализируется процесс развития представлений о себе, своем творчестве и своей судьбе трех художников, принадлежавших различным историческим эпохам (А. Дюрера, В. Ван Гога и А. Зверева), на примере трех автопортретов каждого из них. При этом временная динамика образа «Я» в автопортретах рассматривается как путь самопознания творческой личности.




Во все времена творческий порыв заставлял художника и мыслителя пристально вглядываться в себя, оценивать собственные духовные силы. М. Чиксентмихайи говорит о «вызове сложности» современного мира, и ответом на этот вызов может быть самопознание художником себя как автора собственной судьбы и своего жизненного пространства. Этот опыт представляется чрезвычайно важным для всех нас, поскольку восприятие искусства помогает человеку решить задачу определения собственной сущности [15]. Окрашенную переживанием работу над произведением искусства В. П. Зинченко рассматривал как важную часть духовной практики в работе над собой, вносящую неоценимый вклад в оформление души [10]. Искусство выступает как средство формирования культурного самосознания, как способ расширения самой жизни и ее углубления в область творчества. Человек в ходе восприятия произведения искусства находит себя в его эстетической форме и в его смысловом поле, осознает себя его сотворцом и ощущает собственную порождающую активность. При этом сама жизнь субъекта восприятия художественного произведения становится предметом творчества, необходимого для того, чтобы справиться с неопределенностью бытия [9]. Здесь осуществляется сложный процесс самосознания, поскольку личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия [11].

В этой связи особый интерес для культурного самопознания современного человека представляет рефлексия развития личности художника в разные исторические эпохи. Жизнь художника, отраженная в автопортретах, предстает как испытание, претерпевание, осознание и овладение собой, преодоление, постоянная борьба с неопределенностью, поиск смысла собственного существования и его красоты. К работе над автопортретом в творчестве художника можно отнести слова М. М. Бахтина о диалогизме поступающего сознания. Бахтин писал: «Жизнь по своей природе диалогична. Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, понимать, ответствовать, соглашаться и т. п.» [1, с. 337]. В автопортретах можно проследить путь личностного развития и трансценденции как процесс наибольшего сопротивления [12; 13]. В этой связи М. К. Мамардашвили рассматривал развитие личности как усилие, которое не имеет причинного объяснения [17].

Художник вглядывается в зеркало для прозрения собственной сущности. В истории культуры зеркало рассматривается не столько как технический, сколько как мировоззренческий прием модуляции пространства и своего образа в нем: визуальное пространство становится более полным, замкнутым и завершенным, оно свертывается, уплотняется таким образом, чтобы невидимое, смутно угадываемое стало видимым, актуально зримым [6]. Такие возможности зазеркалья позволяют художнику в процессе написания автопортрета соединить в творимом изображении себя реальное и идеальное «Я». «Я-идеальное» — это представление человека о том, каким бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей [20], которое определяет выбор жизненного пути. Именно поэтому автопортрет — это невербальная автобиография, разговор художника с самим собой и со временем, попытка автора отразить свой внутренний мир в противоречивой сложности и разобраться в нем. Изображая в автопортрете себя как Другого, художник в собственных чертах в интерьере эпохи создает проект своего пути, своей судьбы с акцентом на представления времени о ценности индивидуального в человеке [16].

Если мы попытаемся сравнить жанры живописи с позиции ключа к самопознанию, то жанр автопортрета покажется нам наилучшим средством для понимания человеком своего места в жизни, своей жизненной перспективы, своего призвания. М. М. Бахтин с большим скепсисом относился к автопортретам, считая, что никто не может увидеть себя истинного [2]. Но так ли это? Может, этот жанр изобразительного искусства имеет иное предназначение? Автопортрет — это акт самовыражения, в процессе которого человек открывает смыслы своего существования в конкретном пространстве и времени. Создавая автопортрет, художник конструирует модель собственной личности, осуществляя самопознание как внешних качеств, так и внутреннего мира в их единстве, а также своего места в социокультурном окружении. Чтобы описать, выразить себя, художник должен осознавать значимость собственной личности и испытывать ответственность за формирование своей сущности. По сути, в автопортрете запечатлены два творческих процесса: изображение автором своей личности и мировоззрения, а также отражение своей жизни в определенном историческом контексте. Это двойное изображение в высшей степени рефлексивно, поскольку без рефлексии, самоанализа изображение не может быть человеческим [18].

Исследователи автопортрета в живописи отмечали его социокультурную природу и значение, утверждая, что автопортрет выступает как рассказ об эпохе, в которой жил художник. Так, П. Волкова рассматривала автопортрет как мост, соединяющий зрителей с тем временем, в котором жил художник [5]. Однако с точки зрения психолога автопортрет — это не просто самоизображение в интерьере исторического периода, но поиск ответов: о собственной сущности, о мире, о своем призвании. Предлагаем в ходе изучения автопортретов рассмотреть развитие представлений очень разных художников о своей судьбе и призвании, совершить вместе с ними опыт самопознания, который обеспечивает биографическую память не только творца, но и зрителя.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1986. — 444 с.
2. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. — М. : Азбука, 1999. — 336 с.
3. Ван Гог В. Письма к брату Тео / В. Ван Гог. — М. : Азбука, 2012. — 384 с. 4. Волкова П. «Я» и «не-Я» / П. Волкова // Анатолий Зверев. 100 автопортретов. — М. : Музей А3, 2013. — С. 110–116.
4. Волкова П. Д. Мост над бездной / П. Д. Волкова. — М. : Зебра Е, 2014. — Кн. 3. — 240 с. 6. Дегтярева О. А. Зеркало как общекультурный феномен : автореф. дис. … канд. культурологии / О. А. Дегтярева. — СПб., 2002. — 14 с.
5. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник / Н. А. Дмитриева. — М. : Наука, 1984. — 400 с.
6. Дмитриева Н. А. Автопортреты Ван Гога / Н. А. Дмитриева // В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. — М. : Прогресс-традиция, 2009. — С. 165–172.
7. Зинченко В. П. Искусство как феномен культурно-исторического познания / В. П. Зинченко, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина // Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 332–356.
8. Зинченко В. П. Психологические аспекты влияния искусства на человека / В. П. Зинченко, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина // Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 356–369.
9. Зинченко В. П. Общество на пути к человеку психологическому / В. П. Зинченко // Психологическое наследие. — М. : СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2019. — С. 536–545.
10. Леонтьев Д. А. Человечность как проблема / Д. А. Леонтьев // Человек — наука — гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова / отв. ред. А. А. Гусейнов. — М. : Наука, 2009. — С. 69–85.
11. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2013. — № 2. — С. 1–14.
12. Либман М. Я. Дюрер и его эпоха / М. Я. Либман. — М. : Искусство, 1972. — 240 с.
13. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 384 с.
14. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб. : Искусство, 2000. — 551 с. 17. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М. К. Мамардашвили. — М. : Ad Marginem, 1995. — 552 с.
15. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти // Французская философия и эстетика XX века. — М. : Искусство, 1995. — С. 215–252.
16. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / А. Перрюшо. — М. : Прогресс, 1973. — 343 с. 20. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. — М. : Прогресс Универс, 1994. — 480 с.

Остальные статьи