Дата публикации: 01.01.2023

Единство сознания: постановка проблемы

Аннотация

В статье рассматриваются имплицитные и явные научные представления о единстве сознания. В качестве исходной совокупности релевантных знаний по проблеме единства сознания анализируются работы Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, Т. Бэйна, М. Грациано, Ч. Вайтхеда, К. Уилбера и других авторов. Затрагиваются ссылки авторов на соотносимые аспекты нейронауки, когнитивной науки, социальной антропологии, лингвистики, этнологии и других сфер научных знаний. В сопоставимом к обсуждаемым работам плане рассматриваются отечественные представления, позволяющие отчасти преодолеть несовместимость существующих исследовательских позиций в этой области. Главной сложностью на этом пути является необходимость учета многообразных идентификаций сознания и соответствующих теорий. В качестве необходимого условия единства сознания в групповом и макрогрупповом измерениях постулируется единство проявлений индивидуального сознания, которые связаны с фиксированными характеристиками внутренней организации сознания и внешними факторами активации сознания, включая исследователя или стороннего наблюдателя либо самопознающего субъекта. Предлагается авторский спектр возможных оформлений единства той или иной совокупности явлений сознания. Представлены проекты комплексного, интегративного, системного и синергийного уровней единства сознания. Единство (неразрывность) сознания определяется в формах: а) комплекса взаимосвязанных проявлений (комплексное единство); б) комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных проявлений сознания (интегративное единство); в) системного единства, характеризуемого иерархичностью структуры сознания; г) метасистемного единства, характеризуемого рефлексивностью системных проявлений сознания; д) синергийного и метасинергийного единства, характеризуемых самоорганизацией (внутренний план) и саморегуляцией (внешний план) функционирования сознания в условиях рефлексируемой возможности бифуркации.




Развитие современных технологий, их повсеместное внедрение, универсализация во всех сферах жизнедеятельности человека, всеохватывающая информатизация и цифровизация в условиях новых экологических и пандемических вызовов, природных и техногенных катастроф, а также военных угроз человеческой жизни в планетарном масштабе привели к новой постановке вопроса о месте науки в современном обществе [23], а в вместе с этим и о роли научного сознания, или, более широко, — сознания в его индивидуальном, групповом и макрогрупповом единстве, способствующем преодолению конфронтационного характера «текучей» современности.

Драматические события последних лет отчетливо демонстрируют опасности разрывов единства сознания в социальном, политическом, экономическом, военном и других измерениях, что, очевидно, связано с девиациями единства или его гетерогенности в индивидуальном сознании субъектов действия и (или) принятия соответствующих решений. Вместе с тем, как считает Ю. М. Лотман, «гетерогенность является исконным свойством человеческого сознания, для механизма которого (то есть самого сознания. — Г. А.) существенно необходимо наличие хотя бы двух не до конца “взаимопереводимых систем”» [20, с. 534]. Отметим, что к «взаимопереводимым системам», помимо феноменов различных культур, автор также относит ментальные структуры, основанные как на языковом сознании, то есть словесно-речевом, так и на сенсорно-перцептивном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом и других образующих сознания [1].

Можно предположить, что неполная «взаимопереводимость» различных социокультурных, а также ментальных систем, по Лотману, является основой механизма запуска динамических процессов необходимого обновления феноменов культуры и, соответственно, сознания как отдельного человека, так и человеческих сообществ. В этом смысле очевидно, что единство и его нарушения определяют динамику цивилизационного развития и актуальных переходов в новые состояния. Вместе с тем текущее овладение технологиями управления социальной и индивидуальной жизнедеятельностью человека и все возрастающая роль сознания в этой динамике позволяют предполагать необходимость и возможность возникновения новых форм, видов и уровней единства сознания, обеспечиваемых цифровыми технологиями, а также сознанием «обычного» человека, дополненным искусственным интеллектом. Открывающиеся при этом новые, немыслимые ранее возможности виртуализации индивидуальной и социальной жизни (дополненная, иммерсивная искусственная реальность, взаимодействие и построение отношений с виртуальным человекоподобным роботом и т. д.) определяют совершенно иные качество и образ жизни человека и соответствующую трансформацию его сознания. Перспектива непрогнозируемой, возможно бифуркационной, эмердженции сознания тех или иных социальных групп чревата становлением хаоса сознаний.

Проблема единства сознания и его разрывов в современном мире выходит на первый план, приобретая планетарный экзистенциальный характер, охватывая вариативность проявлений единства как в индивидуальном, так и в групповом, макрогрупповом измерениях не только в сферах экономики, политики, культуры, социальной и правовой жизни человека, но и в сфере самой науки, неспособной улучшить жизнь человечества на Земле. Проективная возможность актуальной консолидации социальных и иных установок упирается в теоретическом и практическом планах в антиномии ортодоксального (недиалектического) мышления и дуализм (физическое — психическое, телесное — ментальное, индивидуальное — коллективное и т. д.) современной эпистемологии сознания. Это затрагивает и научные менталитеты в социальных науках, включая психологию. Так, в частности, как отмечают А. Б. Холмогорова, С. В. Воликова, О. Д. Пуговкина, в таком направлении исследований сознания, как социальное познание, культурно-исторической парадигме Л. С. Выготского имплицитно противостоит доминирующая на Западе эволюционно-биологическая парадигма, в рамках которой оформляются такие категории, как «социальный мозг», «зеркальные нейроны» и другие «гибридные» категории [33].

Значения и смыслы термина «единство» Определенные слова могут использоваться в научных текстах в «статусах» термина, понятия и категории. Понятия идентифицируются в рамках той или иной научной дисциплины, а категории являются понятиями, выступающими ядром конкретной теории или концепции в соответствующей области научных знаний [4; 5]. В словаре С. И. Ожегова слово «единство» определяется как «общность, полное сходство, цельность, сплоченность, неразрывность, взаимосвязь». Однокоренное со словом «единство» понятие «единое», согласно Философскому энциклопедическому словарю (1983), является центральной категорией неоплатонизма и обозначает начало, причину всего. С позиций философской диалектики единство (в отношении противоположностей) предполагает целостную динамику взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимопроникновения и взаимопереходов, главным итогом которых атрибутируется возникновение нового качества. В современном научном дискурсе, в частности в науке о сознании, в эквивалентном смысле используется понятие эмерджентности.

Список литературы

1. Combs A. Collective Consciousness and the Social Brain / A. Combs, S. Krippner // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 264–276.
2. Райков В. Л. Общая теория сознания: (Иерархия сознаний и задачи человеческого существования) / В. Л. Райков. — М., 2000.
3. Ревонсуо А. Психология сознания / А. Ревонсуо ; пер. с англ. — СПб. : Питер, 2013. 31. Сергеев С. Ф. К проблеме создания робототехнических систем с искусственным сознанием и действующей личностью / С. Ф. Сергеев // Робототехника и техническая кибернет
4. Субботский Е. В. Строящееся сознание / Е. В. Субботский. — М : Смысл, 2007. 33. Холмогорова А. Б. Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: история и современное состояние проблемы / А. Б. Холмогорова, С. В. Воликова, О. Д. Пуговкина
5. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории / Д. Чалмерс ; пер. с англ. — М. : УРСС ; Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
6. Чуприкова Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. — М. [и др.] : Питер, 2007.
7. Юлина Н. С. Головоломки проблемы сознания: Концепция Дэниеля Денета / Н. С. Юлина. — М. : Канон, 2004.
8. Юревич А. В. К проблеме базовых компонентов национального менталитета / А. В. Юревич // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34, № 4. — С. 89–100.
9. Apter M. J. Reversal Theory, Victor Turner, and the Experience of Ritual / M. J. Apter // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 184–203.
10. Baruss I. Beliefs about Consciousness and Reality: Clarification of the Confusion Concerning Consciousness / I. Baruss // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 277–292.
11. Bates L. A. Do elepfantes show empathy? / L. A. Bates, Ph. C. Lee, N. Njiraini et al. // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 204–225.
12. Bayne T. The Unity of Consciousness / T. Bayne. — Oxford University Press, 2012. 42. Cardena E. Consciousness and Emotions as Interpersonal and Transpersonal Systems / E. Cardena // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles
13. Chiao J. Y. Cultural Neuroscience of Consciousness: From Visual Perception to SelfAwareness / J. Y. Chiao, Zh. Li, T. Harada // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 58
14. Пружинин Б. Концепция «логики смысла» А. В. Смирнова и философия сознания (материалы «круглого стола») / Б. Пружинин, В. Лекторский, С. Бородай и др. // Вопросы философии. — 2022. — № 6. — С. 5–44.
15. Dennett D. Consciousness Explained / D. Dennett. — London: Allen Lane/Penguin, 1991. 46. Gennaro R. J. The Consciousness Paradox: Consciousness, Concepts, and Higher-Order Thoughts. A Bradford Book. — The VIT Press: Cambr., Massachusetts, London, Engl
16. Gratier M. Musical Narrative and Motives for Culture in Mother-Infant Vocal Interaction / M. Gratier, C. Trevarthen // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 122–154.
17. Graziano M. S. A. Consciousness and the Social / M. S. A. Graziano. — Oxford University Press, 2015.
18. Honderich T. Actual Consciousness / T. Honderich. — Oxford University Press, 2014. 50. Knight Ch. Honest Fakes and Language Origins / Ch. Knight // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK
19. Sinigaglia C. Mirror Neurons: This is the Questions / C. Sinigaglia // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 70–92.
20. Turner R. How Collective Representations Can Change the Structure / R. Turner, Ch. Whitehead // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 43–57.
21. Velmans M. How Could Conscious Experiences Affect Brains? / M. Velmans // Journal of Consciousness Studies. — 2002. — Vol. 9, No. 11. Special Issue. — P. 3–29.
22. Weisbuch M. Non-Conscious Routes to Building Culture: Nonverbal Components of Socialization / M. Weisbuch, N. Ambady // The Original of Consciousness in the Social World / Edited by Charles Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 159–183.
23. Whitehead Ch. The Origin of Consciousness in the Social World / Edited by Ch. Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008.
24. Whitehead Ch. The Neural Correlates of Work and Play / Ch. Whitehead // The Origin of Consciousness in the Social World / Edited by Ch. Whitehead. — Imprint Academic, UK, USA, 2008. — P. 93–121.
25. Wilber K. An integral theory of consciousness / K. Wilber // Journal of Consciousness Studies. — 1987. — Vol. 4, No. 1. — P. 71–92.
26. Еськов В. М. Третья Парадигма / В. М. Еськов. — Самара : Офорт, 2011. 15. Ждан А. Н. Пути и принципы исследования сознания в истории психологии / А. Н. Ждан // Методология и история психологии. — 2009. — Т. 4. — Вып. 1. — С. 47–60.
27. Акопов Г. В. Новое объяснение сознания: подход М. Грациано / Г. В. Акопов / Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 1. — С. 169–182.
28. Акопов Г. В. Этапы содержательной переориентации науки о сознании в процессе исторического развития психологии / Г. В. Акопов // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 7–16.
29. Акопов Г. В. Пространства значений категории сознания в современных русскоязычных и англоязычных исследованиях / Г. В. Акопов // Мир психологии. — 2020. — № 1 (101). — С. 20–29.
30. Акопов Г. В. Категория сознания в современной психологии / Г. В. Акопов. — Самара : Порто-принт, 2019.
31. Акопов Г. В. Направления и формы интеграции психологических знаний в контексте развития науки / Г. В. Акопов ; под ред. Е. Ю. Коржовой // Интегративный подход к познанию психологии человека. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 87–107.
32. Акопов Г. В. Типология проблем в новом познании сознания / Г. В. Акопов // Мир психологии. — 2016. — № 2. — С. 178–191.
33. Александров Ю. И. Комплементарность культуроспецифичных типов познания / Ю. И. Александров, Н. Л. Александрова // Вестник Московского университета. Серия14, Психология. — 2010. — № 1. — С. 22–38.
34. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс / В. М. Аллахвердов // Экспериментальная психологика. Т. 1. Серия: Новые идеи в психологии. — СПб. : Издательство ДНК, 2000.
35. Василюк Ф. Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С. 5–19.
36. Васильев В. В. Трудная проблема сознания / В. В. Васильев. — М., 2009. 12. Дубровский Д. И. Проблема «сознание и мозг»: Теоретическое решение / Д. И. Дубровский. — М., 2015.
37. Дубровский Д. И. Энциклопедический поиск / Д. И. Дубровский // Философская антропология. — 2018. — Т. 4, № 2. — С. 186–217.
38. Акопов Г. В. Невербальные языки сознания: репрезентация субъективного отношения посредством цвета, формы и прямой оценки / Г. В. Акопов, Л. С. Акопян, А. В. Белоус, А. В. Капцов // Экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 2. — С. 111–124.
39. Завершнева Е.Ю.Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С.Выготского/ Е.Ю.Завершнева// Вопросы психологии. — 2015.
40. — №4.
41. — С.119–135. 17. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 15–36.
42. Зинченко В. П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни) / В. П. Зинченко // Методология и история психологии. — 2009. — Т. 4. — Вып. 1. — С. 87–112. 19. Карпов А. В. П
43. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М Лотман. — СПб. : Искусство-СПб, 2010. 21. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. — М. : Академия, 2003.
44. Мазилов В. А. Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания / В. А. Мазилов // Сибирский психологический журнал. — 2006. — № 24. — С. 65–69.
45. Наука как общественное благо : сб. науч. статей : в 7 т. [Электронный ресурс] / науч. ред. и сост. Л. В. Шиповалова, И. Т. Касавин. — М. : Русское общество истории и философия науки, 2020. — Режим доступа: <a href="http://rshps.ru/bookscongress" target="_blank">http://rshps.ru/bookscongress</a> 2020t3, pdf (да
46. Панферов В. Н. Методологические последствия изучения социальной перцепции / В. Н. Панферов // Методология и история психологии. — 2009. — № 3. — С. 142–153.
47. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. — 2-е изд., доп. — М. : Эксмо, 2013.
48. Петренко В. Ф. Евразийская ментальность / под общ. ред. В. Ф. Петренко, И. Н. Карицкого. — М. : Информполиграф, 2012.
49. Петровский В. А. Психофизическая проблема: «кто» видит мир? (эскиз концепции взаимоопосредования) / В. А. Петровский // Методология и история психологии. — 2018. — Вып. 1. — С. 58–83.

Остальные статьи