Мотивация социального поведения в научных трудах по психологии и этике
Аннотация
Понимание и точное научное объяснение поведения людей всегда было и до сих пор остается одной из главных задач исследований в области гуманитарных и социальных наук. Среди них есть две, которые до сих пор занимаются разработкой данной проблемы, — этика и психология. Понимание и объяснение поведения людей в этих науках ставятся и решаются по-разному, но ни одна из них не обладает полным его объяснением. Настало время объединить усилия ученых, представляющих эти науки, в поиске целостного объяснения поведения людей в современном обществе. Возможному подходу к решению данной задачи посвящается настоящая статья. В статье высказываются предложения о том, как можно объединить усилия психологов и философов в целостной постановке и решении соответствующей задачи. Предлагается создать и приступить к разработке новой науки, занимающей промежуточное положение между психологией и этикой как философской наукой, и назвать ее этико-психологией.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2023 |
Страницы | 3-16 |
УДК | 159.9.071+17+316.62 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_1_3 |
Этика и психология как науки возникли и стали развиваться очень давно, в одну и ту же историческую эпоху, в середине I тыс. до н. э., причем в работах одних и тех же философов Древней Греции, например в трудах Платона и Аристотеля. С самого начала своего существования этика была определена как «философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания» [8, с. 808]. В ней ставились и обсуждались вопросы, касающиеся природы и структуры морали, выяснялось место, занимаемое ею в жизни общества, изучалось происхождение и развитие морали, и на ее основе объяснялось поведение людей в разные исторические эпохи и в различных социальных системах. Психология с начала ее развития также представлялась как наука, объясняющая поведение людей, но не со стороны морали или общества, а со стороны психологии отдельно взятого человека. Такое положение дел сохраняется до сих пор. В этой связи представляет интерес выяснение отношений, сложившихся между этикой и психологией, в представлении мотивации социального поведения людей, тем более что обе науки, этика и психология (в прошлом наука о душе), в течение уже более чем двух тысячелетий существуют и развиваются параллельно.
Как было сказано выше, обе науки имеют общие персоналистические корни, возникли в сознании одних и тех же людей и совместно разрабатывались ими. Этика как отдельная наука была основана древнегреческим философом Аристотелем, и он же стал разработчиком и первым систематизатором античного учения о душе. В учении Аристотеля предметом этики стало учение о так называемых добродетелях, понимаемых как качества личности, а сами качества личности вошли в предмет науки о душе. Это изначально сблизило этику и психологию личности.
Однако в дальнейшем на многие века основной темой научных исследований в психологии стало изучение только познавательных процессов человека, а психология личности выделилась и стала самостоятельной наукой ближе к середине ХХ в. Как писал по этому поводу известный английский психолог Р. Кеттелл, психология все это время представляла собой «Гамлета без принца Датского», то есть в ней отсутствовало главное действующее лицо — личность. В этике все складывалось по-другому. Здесь главное внимание уделялось не познавательным процессам, а личности и объяснению поведения человека в обществе.
В этой связи проблема соотношения предметов исследования в этике и психологии долгое время, вплоть до середины ХХ в., не привлекала к себе повышенного внимания. Когда проблематика личности вышла в психологии на первый план и стала одной из главных тем научных исследований (во второй половине ХХ столетия), возник вопрос о понимании и научном объяснении поведения людей в современном обществе. Этот вопрос входит в предмет исследований современных психологов и философов-этиков.
Вместе со своеобразным возрождением «личностной» проблематики в психологических исследованиях (она частично присутствовала уже в трудах древнегреческих философов, а далее — в работах религиозных философов эпохи Средневековья) «когнитивно-психологическая» проблематика в психологии, то есть изучение познавательных процессов человека (в настоящее время она еще сохраняется в когнитивной психологии), начиная с эпохи Возрождения, отошла на второй план и в таком состоянии находилась вплоть до середины ХХ в. Во второй половине ХХ столетия из психологии выделились и стали самостоятельными областями научных знаний психология личности и психология мотивации социального поведения людей [4; 10; 12]. С помощью мотивов социального поведения, таких, например, как мотивы достижения успехов и избегания неудач, мотивы агрессивности, аффилиации, власти и подчинения, мотивы уверенного и неуверенного поведения, и многих других психологи стали объяснять различные виды поведения людей в современном обществе. Этим же с давних пор по сложившейся традиции занимаются философы, представляющие этику как науку.