Дата публикации: 01.01.2023

Мотивация социального поведения в научных трудах по психологии и этике

Аннотация

Понимание и точное научное объяснение поведения людей всегда было и до сих пор остается одной из главных задач исследований в области гуманитарных и социальных наук. Среди них есть две, которые до сих пор занимаются разработкой данной проблемы, — этика и психология. Понимание и объяснение поведения людей в этих науках ставятся и решаются по-разному, но ни одна из них не обладает полным его объяснением. Настало время объединить усилия ученых, представляющих эти науки, в поиске целостного объяснения поведения людей в современном обществе. Возможному подходу к решению данной задачи посвящается настоящая статья. В статье высказываются предложения о том, как можно объединить усилия психологов и философов в целостной постановке и решении соответствующей задачи. Предлагается создать и приступить к разработке новой науки, занимающей промежуточное положение между психологией и этикой как философской наукой, и назвать ее этико-психологией.




Этика и психология как науки возникли и стали развиваться очень давно, в одну и ту же историческую эпоху, в середине I тыс. до н. э., причем в работах одних и тех же философов Древней Греции, например в трудах Платона и Аристотеля. С самого начала своего существования этика была определена как «философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания» [8, с. 808]. В ней ставились и обсуждались вопросы, касающиеся природы и структуры морали, выяснялось место, занимаемое ею в жизни общества, изучалось происхождение и развитие морали, и на ее основе объяснялось поведение людей в разные исторические эпохи и в различных социальных системах. Психология с начала ее развития также представлялась как наука, объясняющая поведение людей, но не со стороны морали или общества, а со стороны психологии отдельно взятого человека. Такое положение дел сохраняется до сих пор. В этой связи представляет интерес выяснение отношений, сложившихся между этикой и психологией, в представлении мотивации социального поведения людей, тем более что обе науки, этика и психология (в прошлом наука о душе), в течение уже более чем двух тысячелетий существуют и развиваются параллельно.

Как было сказано выше, обе науки имеют общие персоналистические корни, возникли в сознании одних и тех же людей и совместно разрабатывались ими. Этика как отдельная наука была основана древнегреческим философом Аристотелем, и он же стал разработчиком и первым систематизатором античного учения о душе. В учении Аристотеля предметом этики стало учение о так называемых добродетелях, понимаемых как качества личности, а сами качества личности вошли в предмет науки о душе. Это изначально сблизило этику и психологию личности.

Однако в дальнейшем на многие века основной темой научных исследований в психологии стало изучение только познавательных процессов человека, а психология личности выделилась и стала самостоятельной наукой ближе к середине ХХ в. Как писал по этому поводу известный английский психолог Р. Кеттелл, психология все это время представляла собой «Гамлета без принца Датского», то есть в ней отсутствовало главное действующее лицо — личность. В этике все складывалось по-другому. Здесь главное внимание уделялось не познавательным процессам, а личности и объяснению поведения человека в обществе.

В этой связи проблема соотношения предметов исследования в этике и психологии долгое время, вплоть до середины ХХ в., не привлекала к себе повышенного внимания. Когда проблематика личности вышла в психологии на первый план и стала одной из главных тем научных исследований (во второй половине ХХ столетия), возник вопрос о понимании и научном объяснении поведения людей в современном обществе. Этот вопрос входит в предмет исследований современных психологов и философов-этиков.

Вместе со своеобразным возрождением «личностной» проблематики в психологических исследованиях (она частично присутствовала уже в трудах древнегреческих философов, а далее — в работах религиозных философов эпохи Средневековья) «когнитивно-психологическая» проблематика в психологии, то есть изучение познавательных процессов человека (в настоящее время она еще сохраняется в когнитивной психологии), начиная с эпохи Возрождения, отошла на второй план и в таком состоянии находилась вплоть до середины ХХ в. Во второй половине ХХ столетия из психологии выделились и стали самостоятельными областями научных знаний психология личности и психология мотивации социального поведения людей [4; 10; 12]. С помощью мотивов социального поведения, таких, например, как мотивы достижения успехов и избегания неудач, мотивы агрессивности, аффилиации, власти и подчинения, мотивы уверенного и неуверенного поведения, и многих других психологи стали объяснять различные виды поведения людей в современном обществе. Этим же с давних пор по сложившейся традиции занимаются философы, представляющие этику как науку.

Список литературы

1. 12. Atkinson, J. W. Introduction to Motivation / J. W. Atkinson. — Princeton, NY. : Van Nostrand, 1964. — 355 p.
2. E`nciklopediya istorii psixologii : v 5 t. / pod red. E. S. Romanovoj [i dr.]. — M. : Centr «Shk. kniga» : Mosk. uchebniki, 2005–2010.
3. 11. Энциклопедия истории психологии : в 5 т. / под ред. Е. С. Романовой [и др.]. — М. : Центр «Шк. книга» : Моск. учебники, 2005–2010.
4. Xekxauzen, X. Motivaciya i deyatel`nost` / X. Xekxauzen. — SPb. : Piter, 2003. — 860 s.
5. 10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — СПб. : Питер, 2003. — 860 с.
6. Frank, S. L. S nami Bog. Tri razmy`shleniya / S. L. Frank // Duxovny`e osnovy` obshhestva. — M., 1992. — S. 217–404.
7. 9. Франк, С. Л. С нами Бог. Три размышления / С. Л. Франк // Духовные основы общества. — М., 1992. — С. 217–404.
8. Filosofskij e`nciklopedicheskij slovar` . — M. : Sov. e`nciklopediya, 1983. — 840 s.
9. 8. Философский энциклопедический словарь. — М. : Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
10. Spinoza, B. E`tika. O Boge, cheloveke i ego schast`e / B. Spinoza. — SPb. : Azbuka, 2022. — 830 s.
11. 7. Спиноза, Б. Этика. О Боге, человеке и его счастье / Б. Спиноза. — СПб. : Азбука, 2022. — 830 с.
12. Solov`ev, V. S. Opravdanie dobra / V. S. Solov`ev. — M. : Azbuka, 2021. — 765 s.
13. 6. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. — М. : Азбука, 2021. — 765 с.
14. Nemov, R. S. Obshhaya psixologiya. — M. : Yurajt, 2017. — T. III, kn. 2 : Svojstva lichnosti. — 395 s.
15. 5. Немов, Р. С. Общая психология. — М. : Юрайт, 2017. — Т. III, кн. 2 : Свойства личности. — 395 с.
16. Makklelland, D. Motivaciya cheloveka / D. Makklelland. — SPb. : Piter, 2007. — 672 s.
17. 4. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. — СПб. : Питер, 2007. — 672 с.
18. Il`in, E. P. Motivaciya i motivy` / E. P. Il`in. — SPb. : Piter, 2006. — 512 s.
19. 3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2006. — 512 с.
20. Gubin, V. D. Osnovy` e`tiki : ucheb. posobie / V. D. Gubin, E. N. Nekrasova. — 2-e izd., ispr. i dop. — M. : Izd-vo Mosk. psixol.-social. in-ta ; Voronezh : MODE`K, 2010. — 368 s.
21. 2. Губин, В. Д. Основы этики : учеб. пособие / В. Д. Губин, Е. Н. Некрасова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. — 368 с.
22. Vilyunas, V. K. Psixologicheskie mexanizmy` motivacii cheloveka / V. K. Vilyunas. — M., 1990. — 288 s.
23. 1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М., 1990. — 288 с.

Остальные статьи