Дата публикации: 01.01.2023

Факторы развития профессиональных деформаций педагога высшей школы

Аннотация

В статье рассматриваются профессиональные деформации с позиции вычленения негативного влияния профессиональной деятельности на личность и поведение человека как следствие напряженной деятельности профессионала, наличие стрессовых компонентов его труда как способ приспособления, адаптации профессионала к своей деятельности, позитивной или деструктивной направленности процессуального плана. Авторы анализируют факторы (объективные, субъективные, объективно-субъективные), обусловливающие возникновение профессиональных деформаций педагога высшей школы, и проектируют программу профилактики и помощи в нивелировании проявлений профессиональных деформаций в деятельности.




Актуальность исследования профессиональных деформаций специалистов различных профессиональных областей возрастает с каждым годом в силу ряда обстоятельств социально-экономического характера, обновления и модернизации системы российского образования, обновления требований к современному специалисту с позиций запросов рынка труда, а также условий пандемии, обусловившей кардинальную перестройку жизненных и профессиональных стратегий личности [2]. 

Впервые термин «профессиональные деформации» предложил Х. Лендерок в статье «Профессионализм: исследование профессиональной деформации», опубликованной в журнале «Американский журнал социологии» в 1915 году. Исследователь характеризовал профессиональную деформацию как деформацию процессов мышления и адекватной оценки работы профессионала в общем деле группы, к которой принадлежит данный субъект [5].

В отечественной науке термин «профессиональная деформация» был предложен П. Сорокиным в 1921 году с позиции вычленения негативного влияния профессиональной деятельности на личность и поведение человека.

Исследования неоднозначных влияний профессиональной деятельности на субъекта труда продолжились намного позже в исследованиях Э. Ф. Зеера, Е. М. Борисовой, А. К. Марковой, Е. А. Климова и др. [7].

Интересна и значима точка рения Е. А. Климова на анализ понятия и особенностей профессиональной деформации, который делал акцент на профессиональных особенностях, опосредующих восприятие профессионалом окружающей действительности. Данный акцент позволяет рассматривать профессиональные деформации как способ приспособления, адаптации профессионала к своей деятельности, позитивной или деструктивной направленности процессуального плана [6].

Список литературы

1. Алешина С. А. Дистанционное обучение: вызовы и новые требования к образованию / С. А. Алешина, Ю. Н. Егорова, Е. В. Конькина // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — Ялта : РИО ГПА, 2021. — Вып. 70. — Ч. 1. — С. 18–21.
2. Аллагулов А. М. Проблемы реализации национального проекта «Образование» в Оренбургской области / А. М. Аллагулов, Н. А. Гордеева // Актуальные проблемы педагогики и образования : сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. (Брянск, 22–23 апреля 2021 г.)
3. Болтенков Н. В. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов / Н. В. Болтенков, А. А. Гринько // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, вып. 1. — С. 83–89.
4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практ. пособие [Электронный ресурс] / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 299 с. — Режим доступа: <a href="https://urait.ru/bcode/514558" target="_blank">https://urait.ru/bcode/514558</a> (дата обращения:
5. Духновский С. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Д. И. Дубровский. — Екатеринбург, 2012. — 391 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионала : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Институт практической психологии, 2006. — 509 с.
7. Константинов В. В. Профессиональная деформация личности : учеб. пособие для вузов / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 186 с.
8. Лаптева И. Л. Общепсихологический практикум : учебник для академического бакалавриата / И. Л. Лаптева, О. Б. Полякова, Л. Г. Лаптев ; под ред. В. В. Рубцова. — М. : Юрайт, 2015. — 675 с.
9. Пак Л. Г. Cпецифика предупреждения профессиональной деформации педагога в образовательной организации / Л. Г. Пак, Е. П. Муллова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2021. — № 1 (229). — С. 76–82.
10. Панкратова Л. Копинг-стратегии в профилактике профессиональной деформации у специалистов по социальной работе / Л. Панкратова, Т. Заглодина, Е. Курчина, Е. Фалалеева // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. — 2018. — No. 13 (1b). — P. 1–9.
11. 10. Pankratova L. Koping-strategii v profilaktike professional’noi deformatsii u spetsialistov po sotsial’noi rabote / L. Pankratova, T. Zaglodina, E. Kurchina, E. Falaleeva // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. — 2018. — No. 13 (1b). — P. 1–9.
12. 9. Pak L. G. Cpetsifika preduprezhdeniya professional’noi deformatsii pedagoga v obrazovatel’noi organizatsii / L. G. Pak, E. P. Mullova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2021. — № 1 (229). — S. 76–82.
13. 8. Lapteva I. L. Obshchepsikhologicheskii praktikum : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / I. L. Lapteva, O. B. Polyakova, L. G. Laptev ; pod red. V. V. Rubtsova. — Moskva : Yurait, 2015. — 675 s.
14. 7. Konstantinov V. V. Professional’naya deformatsiya lichnosti : ucheb. posobie dlya vuzov / V. V. Konstantinov. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurait, 2023. — 186 s.
15. 6. Klimov E. A. Psikhologiya professionala : ucheb. posobie / E. A. Klimov. — Moskva : Institut prakticheskoi psikhologii, 2006. — 509 s.
16. 5. Dukhnovskii S. V. Garmoniya i disgarmoniya mezhlichnostnykh otnoshenii sub”ektov obrazovatel’nogo protsessa : avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk / D. I. Dubrovskii. — Ekaterinburg, 2012. — 391 s.
17. 4. Vodop’yanova N. E. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika : prakt. posobie [Elektronnyi resurs] / N. E. Vodop’yanova, E. S. Starchenkova. — 3-e izd., ispr. i dop. — M. : Yurait, 2023. — 299 s. — Rezhim dostupa: <a href="https://urait.ru/bcode/514558" target="_blank">https://urait.ru/bcode/514558</a> (da
18. 3. Boltenkov N. V. Professional’nye deformatsii prepodavatelei regional’nykh vuzov / N.V. Boltenkov, A. A. Grin’ko // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2022. — T. 7, vyp. 1. — S. 83–89.
19. 2. llagulov A. M. Problemy realizatsii natsional’nogo proekta «Obrazovanie» v Orenburgskoi oblasti / A. M. Allagulov, N. A. Gordeeva // Aktual’nye problemy pedagogiki i obrazovaniya : sb. nauch. statei mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Bryansk, 22–23 aprely
20. 1. Aleshina S. A. Distantsionnoe obuchenie: vyzovy i novye trebovaniya k obrazovaniyu / S. A. Aleshina, Yu. N. Egorova, E. V. Kon’kina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. trudov. — Yalta : RIO GPA, 2021. — Vyp. 70. — Ch. 1.

Остальные статьи