Факторы развития профессиональных деформаций педагога высшей школы
Аннотация
В статье рассматриваются профессиональные деформации с позиции вычленения негативного влияния профессиональной деятельности на личность и поведение человека как следствие напряженной деятельности профессионала, наличие стрессовых компонентов его труда как способ приспособления, адаптации профессионала к своей деятельности, позитивной или деструктивной направленности процессуального плана. Авторы анализируют факторы (объективные, субъективные, объективно-субъективные), обусловливающие возникновение профессиональных деформаций педагога высшей школы, и проектируют программу профилактики и помощи в нивелировании проявлений профессиональных деформаций в деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 202-208 |
УДК | 378.145 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_202 |
Актуальность исследования профессиональных деформаций специалистов различных профессиональных областей возрастает с каждым годом в силу ряда обстоятельств социально-экономического характера, обновления и модернизации системы российского образования, обновления требований к современному специалисту с позиций запросов рынка труда, а также условий пандемии, обусловившей кардинальную перестройку жизненных и профессиональных стратегий личности [2].
Впервые термин «профессиональные деформации» предложил Х. Лендерок в статье «Профессионализм: исследование профессиональной деформации», опубликованной в журнале «Американский журнал социологии» в 1915 году. Исследователь характеризовал профессиональную деформацию как деформацию процессов мышления и адекватной оценки работы профессионала в общем деле группы, к которой принадлежит данный субъект [5].
В отечественной науке термин «профессиональная деформация» был предложен П. Сорокиным в 1921 году с позиции вычленения негативного влияния профессиональной деятельности на личность и поведение человека.
Исследования неоднозначных влияний профессиональной деятельности на субъекта труда продолжились намного позже в исследованиях Э. Ф. Зеера, Е. М. Борисовой, А. К. Марковой, Е. А. Климова и др. [7].
Интересна и значима точка рения Е. А. Климова на анализ понятия и особенностей профессиональной деформации, который делал акцент на профессиональных особенностях, опосредующих восприятие профессионалом окружающей действительности. Данный акцент позволяет рассматривать профессиональные деформации как способ приспособления, адаптации профессионала к своей деятельности, позитивной или деструктивной направленности процессуального плана [6].