Дата публикации: 01.10.2022

Историко-педагогический анализ формирования и развития морально-боевых качеств у военнослужащих Вооруженных сил Армении

Аннотация

В статье проводится исторический анализ формирования Армянской армии, с образованием армян как народа. Представлена деятельность известных исторических политических и военных деятелей, духовных наставников по патриотическому воспитанию, морально-боевой подготовке и становлению войск. Раскрываются разрабатываемые одновременно с развитием военного искусства философско-мировоззренческие принципы, которые были изложены в «Положении кодекса чести армянских военных IV–V веков».




Воинственный XXI век еще раз напоминает нам о реальности и неизбежности малых и больших войн в жизни наций для того, чтобы каждое поколение нации должно было знать логику того, что создал и построил их предок, секрет его побед и достижений [3, с. 50]. Наши предки создали землю созидания и добра. Согласно Библейской легенде, человечество дважды, и во время Адама, и вовремя Ноя, возродилось на территории Армянского нагорья. Подтверждением этой точки зрения служит описание в Библии Бытия земного рая и, как известно, Ной после потопа пристал к горе Арарат [9, с. 12–25].

Существуют различные научные точки зрения, касающиеся происхождения Армянского народа [2, с. 79–82]. Однако неоспоримым является тот факт, что антропологические, языковые и культурные истоки находятся в местности, известной науке под названием Армянское нагорье. Родина армян, территория, где они сформировались в качестве отдельного, отличного от других народа, — Армянское нагорье. Подобно горному острову, Нагорье возвышается над примыкающими к нему с запада Анатолийским и с востока Иранским нагорьями. На севере оно ограничено Понтийским хребтом и рекой Кура, а на юге его границу определяет Армянский Тавр. По Армянскому нагорью протекает река Аракс, здесь берут начало Тигр и Евфрат со своим главным притоком Арацани (Восточный Евфрат). В пределах Нагорья есть соленые озера Ван, Урмия (Резайне), пресноводное — Севан, горные вершины Большой Арарат и Масис, Сипан, Себелан, Арагац и т. д.

Если иметь в виду современное политическое деление, то Армянское нагорье, помимо Республики Армении, охватывает часть территории Турции, Ирана, Нагорного Карабаха и некоторые прилегающие области Азербайджана и Грузии. Площадь Армянского нагорья исчисляется в 300 000 кв. км [13, с. 4–6].

Армянское нагорье с древнейших времен различными народами воспринималось как колыбель человечества. Древнейшим государственным образованием Армянского нагорья была Аратта (III тыс. до н. э.) [17, с. 7]. Исторические факты подтверждают, что Аратта — это искаженная форма Арарата. Следующим государственным образованием упоминается страна Армани, или Арманум, жителей которой называли сыновьями Айайа, или народ Айа [14, с. 30]. Государственные формирования дальнейших эпох племен ай-армен известны в клинописях как страны Хайаса (XIII в. до н. э.) и Наири (XIII — IX вв. до н. э.). В IX веке до нашей эры царь Араме (860–845 г.) основал Араратское царство — Урарту (в некоторых источниках — Ванское царство) [18, с. 90]. Как известно, в период своего расцвета Урарту включало в себя большую часть территории современной Республики Армении и в течение почти трех веков своего развития достигло больших успехов. А современная Республика Армении занимает 1/10 северо-восточной части Армянского нагорья.

Армянский народ продемонстрировал свои творческие способности в различных сферах жизни и культуры, внес свой скромный вклад в создание и сохранение общецивилизационных ценностей, это относится и к области военного искусства. Элементы воинского искусства проявлялись как в военной деятельности армянских полководцев, так и в распространении среди народа.

Список литературы

1. 20. Хрлопян Г. История армянской социальной философии (эллинистический и раннефеодальный период) / Г. Хрлопян. — Ереван, 1978. Инак, с. труд. — 70 с.
2. 19. Павстос Бюзанд. Армянская история / Бюзанд Павстос. — Ереван, 1968. — 293 с.
3. 18. Народы России : энциклопедия. — М. : БРЭ, 1994. — С. 90.
4. 17. Мовсисян А. Е. Древнейшее государство в Армении: Аратта (XXVIII–XXVII вв. до р. Х.) / А. Е. Мовсисян. — Ереван, 1992. — 235 с.
5. 16. Мовсес Хоренаци. Армянская история / Хоренаци Мовсес. — Ереван, 1981. — С. 96–116.
6. 15. Манучарян А. З. Боевые действия в армянском классическом боевом искусстве / А. З. Манучарян // Нация, государство, армия: сборник. — Ереван, 1998. — С. 80–85.
7. 14. Иванов В. В. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Ваагну / В. В. Иванов // Историко-филологический журнал. — 1983. — № 4. — С. 30–35.
8. 13. Саркисян Г. Потомки Хайка / Г. Саркисян, К. Худавердян, К. Юзбашян. — Ереван, 1998. — С. 4–6.
9. 12. Жамкочян А. Армянская Апостольская Церковь и ее служители в ополченной борьбе / А. Жамкочян, Л. Саргсян // «Айкакан банак» («Армянская Армия»): военно-научный журнал национального исследовательского университета Министерства обороны Республики Армения
10. 11. Бузанд П. История Армении / П. Бузанд. — Ереван : Изд-во ЕГУ, 1987. — 454 с.
11. 10. Багдасарян Э. Ованес Ерзнакци и его дидактическая проза, подлинники / Э. Багдасарян. — Ереван, 1977.
12. 9. Бабаян Д. К. Роль и место армянского нагорья в библейской геополитике / Д. К. Бабаян. — Ереван : Амарас, 2015. — 112 с.
13. 8. Армянская апостольская церковь: Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http:/www.pravenc.ru" target="_blank">http:/www.pravenc.ru</a> /text/76124,html (дата обращения: 13.07.2015).
14. 7. Алёхин И. А. История педагогики : учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перер. — М., 2019.
15. 6. Алёхин И. А. Влияние православного воспитания на развитие и укрепление духовного и физического здоровья военнослужащих русской армии в синодальный период русской православной церкви (XVIII — начало XX века) / И. А. Алёхин, В. В. Иванов // Мир образован
16. 5. Алёхин И. А. О роли отечественных просветителей в формировании Российской педагогической мысли первой четверти XVIII века / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. А. Собина // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 119–129.
17. 4. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90–100. — DOI: 10.51
18. 3. Алёхин И. А. Методологические основы историко-педагогического исследования / И. А. Алёхин, В. П. Иванов // Известия Российской академии образования. — 2013. — № 4 (28). — С. 49–55.
19. 2. Агатангегос, день 1, История Армении. — Ереван, 2004. – 336 с.
20. 1. Аветисян П. С. Армянское нагорье в XXIV — IX вв. до н. э. (динамика социальнокультурных изменений по археологическим данным) : дис. … д-ра ист. наук / П. С. Аветисян. — Ереван, 2014.

Остальные статьи