Историко-педагогический анализ формирования и развития морально-боевых качеств у военнослужащих Вооруженных сил Армении
Аннотация
В статье проводится исторический анализ формирования Армянской армии, с образованием армян как народа. Представлена деятельность известных исторических политических и военных деятелей, духовных наставников по патриотическому воспитанию, морально-боевой подготовке и становлению войск. Раскрываются разрабатываемые одновременно с развитием военного искусства философско-мировоззренческие принципы, которые были изложены в «Положении кодекса чести армянских военных IV–V веков».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 90-97 |
УДК | 37.035.7 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_90 |
Воинственный XXI век еще раз напоминает нам о реальности и неизбежности малых и больших войн в жизни наций для того, чтобы каждое поколение нации должно было знать логику того, что создал и построил их предок, секрет его побед и достижений [3, с. 50]. Наши предки создали землю созидания и добра. Согласно Библейской легенде, человечество дважды, и во время Адама, и вовремя Ноя, возродилось на территории Армянского нагорья. Подтверждением этой точки зрения служит описание в Библии Бытия земного рая и, как известно, Ной после потопа пристал к горе Арарат [9, с. 12–25].
Существуют различные научные точки зрения, касающиеся происхождения Армянского народа [2, с. 79–82]. Однако неоспоримым является тот факт, что антропологические, языковые и культурные истоки находятся в местности, известной науке под названием Армянское нагорье. Родина армян, территория, где они сформировались в качестве отдельного, отличного от других народа, — Армянское нагорье. Подобно горному острову, Нагорье возвышается над примыкающими к нему с запада Анатолийским и с востока Иранским нагорьями. На севере оно ограничено Понтийским хребтом и рекой Кура, а на юге его границу определяет Армянский Тавр. По Армянскому нагорью протекает река Аракс, здесь берут начало Тигр и Евфрат со своим главным притоком Арацани (Восточный Евфрат). В пределах Нагорья есть соленые озера Ван, Урмия (Резайне), пресноводное — Севан, горные вершины Большой Арарат и Масис, Сипан, Себелан, Арагац и т. д.
Если иметь в виду современное политическое деление, то Армянское нагорье, помимо Республики Армении, охватывает часть территории Турции, Ирана, Нагорного Карабаха и некоторые прилегающие области Азербайджана и Грузии. Площадь Армянского нагорья исчисляется в 300 000 кв. км [13, с. 4–6].
Армянское нагорье с древнейших времен различными народами воспринималось как колыбель человечества. Древнейшим государственным образованием Армянского нагорья была Аратта (III тыс. до н. э.) [17, с. 7]. Исторические факты подтверждают, что Аратта — это искаженная форма Арарата. Следующим государственным образованием упоминается страна Армани, или Арманум, жителей которой называли сыновьями Айайа, или народ Айа [14, с. 30]. Государственные формирования дальнейших эпох племен ай-армен известны в клинописях как страны Хайаса (XIII в. до н. э.) и Наири (XIII — IX вв. до н. э.). В IX веке до нашей эры царь Араме (860–845 г.) основал Араратское царство — Урарту (в некоторых источниках — Ванское царство) [18, с. 90]. Как известно, в период своего расцвета Урарту включало в себя большую часть территории современной Республики Армении и в течение почти трех веков своего развития достигло больших успехов. А современная Республика Армении занимает 1/10 северо-восточной части Армянского нагорья.
Армянский народ продемонстрировал свои творческие способности в различных сферах жизни и культуры, внес свой скромный вклад в создание и сохранение общецивилизационных ценностей, это относится и к области военного искусства. Элементы воинского искусства проявлялись как в военной деятельности армянских полководцев, так и в распространении среди народа.