В статье рассмотрены теоретические аспекты, связанные с пониманием психосоциальных характеристик пожилого человека, выделены основные этапы психологического старения, а также характерологические изменения, которые претерпевают пожилые люди в процессе перехода на новый этап жизни с выходом на пенсию. На примере деятельности высшей народной школы города Братска было установлено, что процесс старения у каждого человека протекает индивидуально и существенным образом зависит от того, какой образ жизни каждый ведет после окончания активной трудовой деятельности, какие предпочтения и ценностные ориентиры сформировал в процессе жизнедеятельности. Было установлено, что самореализация пожилых людей на пенсии связана с различными типами старости, и для успешной адаптации к пенсии необходимо организовать деятельность, направленную на поддержание физической, психической, социальной и творческой активности в рамках функционирования высшей народной школы.