Дата публикации: 31.12.2022

Дидактическая адаптивная речь как средство обучения иноязычному чтению младших школьников в условиях инклюзивного образования

Аннотация

Автор рассматривает возможность использования дидактической адаптивной речи как универсального средства воздействия на младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного образования. Управление учебным процессом посредством вербального воздействия обеспечивает доминирование толерантной атмосферы эмоциональной раскрепощенности и когнитивного напряжения в коллективе младших школьников, соответственно педагог руководствуется спектром профессиональных компетенций, позволяющим осуществлять эту деятельность. Умение адекватно оценивать лингвистический уровень и индивидуальные особенности обучающихся позволяет педагогу выстраивать учебный процесс, направленный на формирование навыка иноязычного чтения. Автор предлагает поэтапную технологию формирования навыка иноязычного чтения посредством полифункциональной системы дидактического адаптивного вербального воздействия.




Реалии нашего времени и требования, предъявляемые современным обществом к образованию и его результатам, ставят перед педагогами новые комплексные задачи, заставляющие переосмыслить традиционные подходы и технологии в осуществлении учебного процесса. Двойной профиль подготовки молодого специалиста, прочно укрепившийся в практике обучения в педагогических университетах, предполагает формирование совокупности компетенций, необходимых для педагога, работающего в двух направлениях образования.

Возникает закономерный вопрос интегрированности традиционных и современных методов подготовки студентов бакалавриата с целью дальнейшей успешной и плодотворной работы по одному из выбранных профилей или, в случае производственной необходимости, перехода на другой профиль, без ущерба для результативности учебной деятельности, отвечающей требованиям современных образовательных программ.

Невзирая на выбранный профиль подготовки, определяющий направление будущей профессиональной деятельности, молодой специалист непременно столкнется с условиями и сложностями, возникающими в работе учителя в современной школе.

Работа в условиях инклюзивного образования подразумевает владение педагогом компетенциями разноуровневого обучения, индивидуального и фасилитативного подхода к обучающимся. В современных психолого-педагогических исследованиях важную роль отводят деятельностному и коммуникативно-когнитивному подходам в образовании. В трудах отечественных и зарубежных авторов деятельностный подход трактуется как «такая организация образовательного процесса, которая способствует формированию личности обучающегося в процессе его собственной познавательной деятельности». Л. Г. Петерсон является основателем дидактической системы деятельностного подхода. Данный подход предполагает уровневую дифференциацию обучающихся, лежащую в основе инклюзивного обучения. Особое внимание субъектно-деятельностному подходу при подготовке будущих специалистов уделяет в своем исследовании Г. В. Сороковых [6].

Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам, также принимаемый нами за основу нашей методики, трактуется исследователями (Пассов Е. И., Шепилова А. В. и др.) как «личностно ориентированная концепция, методическая основа системы обучения, постулирующая необходимость равного внимания к формированию у обучаемых адекватного представления о системе изучаемого языка и способности к речевым действиям и умениям в речевой сфере. Как современное направление коммуникативной методики, коммуникативно-когнитивный подход, применяется при обучении иностранным языкам».

Список литературы

1. Бурнакова К. Н. Типологическая характеристика звукового строя в разносистемных языках : монография / К. Н. Бурнакова. — М. : Спутник+, 2017. — 126 с.
2. Денисова Л. Р. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников / Л. Р. Денисова, Г. В. Сороковых // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 1. — С. 53–57.
3. Макарова Т. С. Электронное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы будущих учителей иностранного языка: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. С. Макарова. — М., 2009.
4. Маякова Е. В. Организация внеурочной деятельности по иностранному языку: результаты исследования среди студентов и педагогов / Е. В. Маякова, А. С. Павлова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С. 121–130. — DOI: 10.51944/2073-853
5. Молчанова М. А. Подготовка учителей к использованию веб-технологий в инклюзивном обучении слепых и слабовидящих английскому языку [Электронный ресурс] / М. А. Молчанова // Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения : сб. статей по итог
6. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г. В. Сороковых // Педагогика. — 2004. — № 1. — С. 62–68.
7. Языкова Н. В. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете / Н. В. Языкова, С. Н. Макеева. — М. : Тезаурус, 2015. — 288 с.

Остальные статьи