Дата публикации: 01.04.2023

Разработка и опыт внедрения практико-ориентированной модели профессиональной направленности студентов университета на примере специальности «Фармация»

Аннотация

Социально значимые профессии сегодня востребованы на рынке труда. Одной из таких специальностей является фармация, требующая ответственной подготовки, так как сотрудник выполняет обязанности взаимодействия с людьми и оказывает им медицинскую помощь. Поэтому перед вузами стоит актуальная проблема создания психолого-педагогических условий и внедрения их в образовательную практику. Также стоит учитывать, что классические подходы направлены только на формирование системы компетенций, а ими необходимо качественно владеть. На основе этого мы проанализировали специфику практико-ориентированного подхода, задачами которого являются получение и применение практических умений на производствах.




Профессия фармацевта является актуальной в современном обществе и имеет свои особенности, поскольку направлена на сохранение и улучшение здоровья человека, профилактику и лечение заболеваний. Квалифицированный фармацевт — это специалист здравоохранения, который отвечает за рациональное использование лекарственных средств и прилагает все усилия для обеспечения пациентов эффективными лекарственными препаратами и качественными услугами. Концепция профессиональной подготовки декларирует, что структура, содержание и качество фармацевтического образования должны соответствовать государственным стандартам. Анализ квалификационных характеристик профессий в области здравоохранения показывает, что для успешной подготовки конкурентоспособного специалиста необходимо выделить ряд общих и профильных компетенций и сформировать соответствующие результаты программы для соискателей высшего образования [17]. Однако в университетах Российской Федерации реализация классических подходов обучения не дает полного представления о будущем компетентном, квалифицированном, функциональном специалисте, легко адаптирующемся к различным, порой нестандартным ситуациям и востребованном работодателями в условиях современного рынка. Для получения такого профессионала необходим практикоориентированный подход, сущность которого заключается в минимизации разрыва между теоретическими занятиями и практикой. Исходя из этого возникает проблема исследования: с помощью каких методов и средств должен быть реализован практико-ориентированный подход в высшей школе, чтобы не допустить границы между теоретическими и практическими знаниями и, как следствие, подготовить высококвалифицированного специалиста.

Цель нашего исследования — проанализировать практико-ориентированный подход как основу качественной профессиональной подготовки и реализовать его на примере специальности «Фармация».

В научном исследовании мы применяли следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент по внедрению практико-ориентированного профессионального сообщества «Клуб фармацевтов», анкетирование и статистические методы.

Теоретико-методологическим исследованием педагогических условий реализации практико-ориентированного подхода, моделей его внедрения, обоснованием в профессиональной подготовке занимались отечественные и зарубежные ученые (С. С. Алферьев, С. А. Берлина, М. Ю. Бокарев, В. Ю. Ваниева, Ю. П. Ветров, Е. И. Герасимов, Т. А. Дмитриенко, Н. П. Клушина, Д. Н. Корнеев, Е. И. Мычко, И. В. Петрова, И. А. Руднева, А. Н. Рыблова, В. Г. Северов, Е. В. Стахиева и др.) [1; 2]. Явление профессиональной компетенции и компетентности раскрывается в работах В. И. Байденко, A. C. Белкина, A. A. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, И. Л. Федотенко и др. [3; 14].

Под практико-ориентированным подходом в педагогике понимается инновационный компонент профессиональной подготовки, который позволяет создать условия для объединения теоретических знаний и практических умений [15]. Особенностью такого подхода является организация учебного процесса с использованием различных методов и форм обучения в реальных ситуациях, сопровождающих конкретную профессиональную деятельность. Анализируя исследования ученых, практико-ориентированный подход можно трактовать в следующих смыслах:

Список литературы

1. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 33.05.01 Фармация : Приказ М-ва образования и науки РФ от 27.03.2018 № 219. — URL: <a href="http://p" target="_blank">http://p</a>
2. Stupariu, I. Development and evaluation of a professional development framework for pharmacy undergraduate students to support their learning in professional practice / I. Stupariu. — University of Bath, 2012. — 321 p.
3. Noble, Ch. Pharmacy student professional identity formation: a scoping review / Christy Noble, Leigh McKauge, Alexandra Clavarino // Integrated Pharmacy Research and Practice. — 2019. — Vol. 27, № 8. — P. 15–34.
4. Mylrea, M. F. Design and Evaluation of a Professional Identity Development Program for Pharmacy Students // Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass // American Journal of Pharmaceutical Education. — 2019. — Vol. 83, № 6. — Article 6842.
5. Циркунова, Н. И. Формирование профессиональной направленности студентов в условиях традиционного обучения / Н. И. Циркунова // Наука — образованию, производству, экономике : матер. XX Регион. науч.-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и ас
6. Харитонова, Н. Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения / Н. Д. Харитонова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2017. — Спецвып. № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/dualnayasistema-obrazovan" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/dualnayasistema-obrazovan</a>
7. Федотенко, И. Л. Формирование профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях вуза: теоретический анализ / И. Л. Федотенко, А. В. Тимохина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2022. — № 1
8. Тимохина, А. В. Психологическая установка сотрудничества студентов-фармацевтов с преподавателями в образовательном пространстве как один из факторов профессиональной направленности / А. В. Тимохина // Стратегии и ресурсы личностнопрофессионального раз
9. Соколова, О. В. Совершенствование процесса профессионального становления фармацевтических работников в системе фармацевтической помощи : автореф. дис. … канд. фарм. наук : 15.00.01 / Соколова Ольга Вячеславовна. — Москва, 2009. — 19 с.
10. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва : Народное образование, 2005. — Т. 1. — 556 с.
11. Ваниева, В. Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практикоориентированной системы подготовки педагогических кадров / В. Ю. Ваниева // АНИ: педагогика и психология. — 2016. —Т. 5, № 1 (14). — С. 24–26.
12. Репс, А. Г. Психологические условия личностного и профессионального становления специалиста в области фармации : дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 / Репс Артур Григорьевич. — Пятигорск, 2010. — 280 с.
13. Полещук, Ю. А. Исследование компонентов профессиональной направленности студентов-психологов / Ю. А. Полещук // Смальта. — Новосибирск, 2016. — № 1. — С. 53–56.
14. Новикова, М. Г. Моделирование процесса профессиональной направленности студентов вуза / М. Г. Новикова, И. Л. Федотенко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 3. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN320.pdf" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN320.pdf</a> (дата обращения: 07.04.2023).
15. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 376 с.
16. Левкова, И. Н. Совершенствование системы профессионального становления фармацевтических кадров на региональном уровне : дис. … канд. фарм. наук : 14.04.03 / Левкова Ирина Николаевна. — Владикавказ, 2016. — 180 с.
17. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Москва : Академия, 2004. — 304 с.
18. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академия, 2006. — 240 с.
19. Ветров, Ю. П. Практико-ориентированный подход / Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина // Высшее образование в России. — 2002. — № 6. — С. 43–46.

Остальные статьи