Дата публикации: 30.03.2023

Применение имитационных виртуальных тренажеров в рамках образовательной среды как способ борьбы с социальной изоляцией молодежи

Аннотация

Статья посвящена обзору технологий виртуальной реальности в образовательном пространстве, нацеленных на социальную адаптацию изолировавшей себя молодежи. Социальная изоляция подростков и молодых людей является социальной проблемой, не имеющей на данный момент ни объяснения, ни решения. Однако существуют успешные примеры использования виртуальной реальности для уменьшения ощущения самоизоляции людей, не способных покинуть свою комнату. Авторами приводятся возможные пути использования виртуальной реальности для интеграции изолированной молодежи в школьные классы.




Мир постоянных трансформаций приводит к возрастанию требований к когнитивной переработке и упорядочиванию информации человеком. Сложнее всего приходится возрастной группе, еще не сформировавшей структуру ценностных ориентаций, — детям и подросткам. Хаотичный мир, избыток информации повышают у них общий уровень напряжения, что в совокупности с подготовкой к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ может быть непосильной нагрузкой. Все больше подростков испытывают трудности с усвоением информации, стремятся к изоляции, пропускают школу, что сказывается  на успеваемости и приводит к различным формам социальной изоляции и десоциализации.

Существует крайняя форма социальной изоляции, при которой подростки не посещают школу, остаются дома и чаще всего поддерживают контакт с внешним миром посредством Интернета. Этот феномен получил распространение в азиатских обществах, а людей с таким синдромом называют «хикикомори». Хикикомори — это социальное явление, которое чаще всего затрагивает молодых людей, избегающих прямого контакта со своим окружением. Термин «shakaiteki hikikomori» был придуман Тамаки Саито, который предложил называть «хикикомори» тех людей, которые самоизолировались более чем на 6 месяцев и полностью избегают каких-либо социальных контактов. По данным эпидемиологического обзора Кабинета министров Японии, опубликованного в 2010 г., предполагаемое число лиц с хикикомори среди японского населения в возрасте от 15 до 39 лет составляет 1,79 %. Феномен хикикомори стал глобальной проблемой, о чем свидетельствует увеличение числа сообщений о случаях хикикомори в различных других странах. NEET, или поколение ни-ни (ни в сфере образования, ни в сфере занятости), впервые было использовано в Великобритании для обозначения молодых людей, не работающих, не учащихся [5]; «бездельник», «твикстер» — так описывают молодых людей в Соединенных Штатах, живущих со своими родителями, которые не стремятся к независимости [20], и NEY (незанятая молодежь) в Гонконге относится к незанятой молодежи, молодым людям, которые не имеют работы и не продолжают учебу [22]. В России феномен хикикомори еще не рассматривается как социальная проблема. Тем не менее в общественных пабликах, посвященных таким затворникам, находится от 100 000 до 700 000 человек. А по данным расследования Ассоциации семейного образования, количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8 452 до 15 тыс. человек на начало 2017/18 учебного года. Причем интерес к семейному обучению продолжает расти [4].

До сих пор не было достигнуто никакого научного соглашения, которое четко объясняло бы причины этого феномена социальной изоляции. С психологической точки зрения большое количество отчетов и научных статей указывают на связь между хикикомори и травматическими переживаниями детства, так называемой кумулятивной травмой нарушенной привязанности [10]. Еще больше вопросов вызывают методы социальной адаптации таких людей и возвращения в школы.

Тренажеры виртуальной реальности как способ социализации молодежи

Социально замкнутые молодые люди используют Интернет в качестве платформы для любых контактов с внешним миром. Онлайн-консультационные услуги через Facebook, WhatsApp или Twitter могут предложить безопасный и дистанционный канал для социально незащищенных молодых людей, позволяющий восстановить их доверие к другим, прежде чем можно будет начать личное взаимодействие [8]. В литературе существует небольшое  количество исследований о применении интернет-терапевтических подходов к лечению хикикомори [11]. Исследования показали, что некоторые люди чувствуют себя более комфортно, анонимно общаясь с чат-ботом [13], что, в свою очередь, может обеспечить мгновенную поддержку тем, кто чувствует себя менее комфортно при «face to face contact». Полученные данные могут помочь в разработке нужных терапевтических программ для работы с группами людей, страдающих синдромом хикикомори, которые избегают личных контактов и могут взаимодействовать с «роботом-терапевтом».

Список литературы

1. 13. Lucas, G. M.
2. 23. Yaremych, H. E. Tracing physical behavior in virtual reality : A narrative review of applications to social psychology / H. E. Yaremych, S. Persky // Journal of Experimental Social Psychology. — 2019. — Vol. 85. — Article 103845. — <a href="https://doi.org/10." target="_blank">https://doi.org/10.</a>
3. 22. Wong, V. Social withdrawal as invisible youth disengagement / V. Wong // The International Journal of Sociology and Social Policy. — 2012. — Vol. 32. — P. 415–430.
4. 21. Udapola, H. [DC] Gamified VR for Socially Isolated Adolescents with Significant Illness / H. Udapola // 2022 IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces Abstracts and Workshops (VRW). — Christchurch, New Zealand, 2022. — P. 924–925. — DO
5. 20. Staff, J. Coming of age in America : The transition to adulthood in the twenty-first century / J. Staff // Contemporary Sociology : A Journal of Reviews. — 2013. — Vol. 42. — P. 117–118.
6. 19. Social stories for children with autism spectrum disorder: validating the content of a virtual reality program / P. Ghanouni, T. Jarus, J. G. Zwicker [et al.] // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 2019. — Vol. 49, № 2. — P. 660–668.
7. 18. Social Media Use and Perceived Social Isolation Among Young Adults in the U.S. / B. A. Primack, A. Shensa, J. E. Sidani [et al.] // American Journal of Preventive Medicine. — 2017. — Vol. 53. — DOI: 10.1016/j.amepre.2017.01.010
8. 17. Rosenberg, R. S. Virtual superheroes : Using superpowers in virtual reality to encourage prosocial behavior / R. S. Rosenberg, S. L. Baughman, J. N. Bailenson // PLos ONE. — 2013. — Vol. 8, № 1. — Article e55003. — <a href="https://doi.org/10.1371/journal.pone" target="_blank">https://doi.org/10.1371/journal.pone</a>
9. 16. Pan, X. Why and how to use virtual reality to study human social interaction : The challenges of exploring a new research landscape / X. Pan, A. Hamilton // British Journal of Psychology. — 2018. — Vol. 109, № 3. — P. 395–417. — <a href="https://doi.org/10.111" target="_blank">https://doi.org/10.111</a>
10. 15. New Game Software (Pokémon Go) May Help Youth with Severe Social Withdrawal, Hikikomori / M. Tateno, N. Skokauskas, T. A. Kato[et al.] // Psychiatry Research. — 2016. — Vol. 246. — P. 848–849. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.10.038" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.10.038</a>
11. 14. Moon, J. Exploring the treatment integrity of virtual reality-based social skills training for children with high-functioning autism / J. Moon, F. Ke // Interactive Learning Environments. — 2019. — Vol. 29, № 2. — P. 1–15.
12. computer: virtual humans increase willingness to disclose / G. M. Lucas, J. Gratch, A. King [et al.] // Computers in Human Behaviour. — 2014. — Vol. 37. — P. 94–100.
13. It’s only a
14. 1. Краюшкин, Н. Виртуальная реальность в образовании / Н. Краюшкин // Центр развития компетенций в бизнес-информатике, логистике и управлении проектами Института открытых программ дополнительного образования Высшей школы бизнеса. — URL: <a href="https://hsbi.hse.r" target="_blank">https://hsbi.hse.r</a>
15. 12. Kato, T. A. Internet Society, Internet Addiction, and Pathological Social Withdrawal : The Chicken and Egg Dilemma for Internet Addiction and Hikikomori / T. A. Kato, N. Shinfuku, M. Tateno // Current Opinion in Psychiatry. — 2020. — Vol. 33. — P. 264
16. 11. Kato, T. A. Hikikomori : Multidimensional Understanding, Assessment, and Future International Perspectives / T. A. Kato, S. Kanba, A. R. Teo // Psychiatry and Clinical Neurosciences. — 2019. — Vol. 73. — P. 427–440. — <a href="https://doi.org/10.1111/pcn.12895" target="_blank">https://doi.org/10.1111/pcn.12895</a>
17. 10. Internet Addiction, Hikikomori Syndrome, and the Prodromal Phase of Psychosis / E. Stip, A. Thibault, A. Beauchamp-Chatel [et al.] // Frontiers in Psychiatry. — 2016. — Vol. 7, Article 6. — P. 3.
18. 9. Impact of Virtual Reality (VR) Experience on Older Adults’ Well-Being / C. X. Lin, C. Lee, D. Lally [et al.] // Human Aspects of IT for the Aged Population. Applications in Health, Assistance, and Entertainment. ITAP 2018. Lecture Notes in Computer Sci
19. 8. Home Visitation Program for Detecting, Evaluating and Treating Socially Withdrawn Youth in Korea / Y. S. Lee, J. Y. Lee, T. Y. Choi [et al.] // Psychiatry and Clinical Neurosciences. — 2013. — Vol. 67. — P. 193–202. — <a href="https://doi.org/10.1111/pcn.12043" target="_blank">https://doi.org/10.1111/pcn.12043</a>
20. 7. Fortune Business Insights. Virtual reality market size, share and industry analysis. — URL: <a href="https://www.fortunebusinessinsights.com" target="_blank">https://www.fortunebusinessinsights.com</a> (date of the application: 25.02.2023).
21. 6. Can Pokémon GO Rescue Shut-Ins (Hikikomori) from Their Isolated World? / T. A. Kato, A. R. Teo, M. Tateno [et al.] // Psychiatry and Clinical Neurosciences. — 2017. — Vol. 71. — P. 75–76. — <a href="https://doi.org/10.1111/pcn.12481" target="_blank">https://doi.org/10.1111/pcn.12481</a>
22. 5. Bynner, J. Social exclusion and the transition from school to work : The case of young people not in education, employment, or training (NEET) / J. Bynner, S. Parsons // Journal of Vocational Behavior. — 2002. — Vol. 60. — P. 289–309.
23. 4. Хазиева, Э. К. Домашнее обучение: положительные и отрицательные черты, возможные трудности / Э. К. Хазиева // Педагогическое образование: новые вызовы и цели : VII Междунар. форум по пед. образованию : сб. науч. тр. — Казань, 2021. — Ч. V. — С. 191–197
24. 3. Уваров, А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании / А. Ю. Уваров // Наука и школа. — 2018. — № 4. — С. 108–117.
25. 2. Набокова, Л. С. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы / Л. С. Набокова, Ф. Р. Загидуллина // Профессиональное образование в современном мире. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 2710–

Остальные статьи