Дата публикации: 01.04.2023

Характеристики познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в разные временные эпохи

Аннотация

В статье представлены результаты исследования познавательной деятельности двух выборок детей старшего дошкольного возраста с разницей в 20 лет. С помощью метода «Креативное поле» были выявлены достоверные различия в особенностях мыслительной деятельности и мотивации исследуемых групп в сторону их снижения в группе современных дошкольников. Вместе с тем полученные данные по интеллекту, измеренному тестом Дж. Равена, говорят о том, что современные дошкольники чуть лучше справлялись с заданиями по этому тесту, чем их сверстники 20 лет назад. Дан анализ современной ситуации развития ребенка.




Введение

Современная ситуация развития детей дошкольного возраста значительно отличается от ситуации развития детей предыдущего поколения — об этом свидетельствуют изменения в образовании, доступность технических и цифровых средств, изменение отношения к нормативам  детского развития [8; 18]. Е. О. Смирнова [16] определяет детей раннего и дошкольного возраста как группу особо открытых к новому опыту и наиболее чувствительных к социальным воздействиям, что делает эту группу более уязвимой в отношении возможных негативных влияний, которые сопровождают современное цивилизационное развитие.

Мировое научное сообщество внимательно следит за влиянием новой средовой ситуации на развитие детей, что во многом определяется широким внедрением новых средств опосредования. Количество исследований психологов, педагогов, педиатров растет по мере вхождения медиа- и цифровых технологий в повседневное использование [17]. Полученные данные свидетельствуют об их неоднозначном влиянии на все стороны развития ребенка: его физические и физиологические характеристики, когнитивное, эмоциональное состояние, социальное поведение [1; 6; 13; 14]. Большинство исследователей говорят о негативном влиянии цифровых средств на становящуюся психику ребенка [15].

Целью настоящей работы было сопоставление особенностей познавательной деятельности старших дошкольников в разных поколениях. Проводя исследование познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте в 1996 г. в рамках работы над диссертацией [9], мы наблюдали развитие деятельности по инициативе ребенка, которое означает способность к творчеству уже в этом возрасте. Через 20 лет, в 2016 г., на выборке, превышающей предыдущую более чем в два раза, мы получили отсутствие тенденций к проявлению творчества в этом возрасте. И хотя старший дошкольный возраст не является типичным для проявления способности к развитию деятельности по инициативе субъекта, 20 лет назад дети демонстрировали эти проявления [9].

Методы исследования

Список литературы

1. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124. — DOI: 10.17759/chp.2019150312
2. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8 : A community study / V. Skalická, B. W. Hygen, F. Stenseng [et al.] // British Journal of Developmental Psychology. — 2019. — Vol. 37, № 3. — P. 427–443. — DOI: 10.1111/bjdp
3. Screen time and early childhood development in Ceará, Brazil: a population-based study / H. A. L. Rocha, L. L. Correia, Á. J. M. Leite [et al.] // BMC Public Health. — 2021. — Vol. 21. — 2072. — <a href="https://doi.org/10.1186/s12889-021-12136-2" target="_blank">https://doi.org/10.1186/s12889-021-12136-2</a>
4. Kӥhhirt, M. Parental education, television exposure, and children’s early cognitive, language and behavioral development / M. Kühhirt, M. Klein // Social Science Research. — 2019. — Vol. 86. – 102391. — DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.102391
5. Kail, R. Human intelligence : Perspectives and Prospects / R. V. Kail, J. W. Pellegrino. — New York : W. H. Freeman, 1985. — 224 p.
6. Griffiths, L. Associations between sport and screen-entertainment with mental health problems in 5-year-old children / L. Griffiths, M. Dowda, C. Dezateux // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. — 2010. — Vol. 7, №30. —
7. Galotti, K. M. Approaches to studying formal and everyday reasoning / K. M. Galotti // Psychological Bulletin. — 1989. — Vol. 105, № 3. — P. 331–351. — <a href="https://doi.org/10.1037/" target="_blank">https://doi.org/10.1037/</a> 0033-2909.105.3.331
8. Труды по социологии образования / Российская академия образования, Институт социологии образования. — Т. 17, вып. 29. Социология дошкольного детства / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова, Е. С. Верясова. — Москва : Институт социологии образ
9. Солдатова, Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Г. У. Солдатова, О. И. Теславская // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 4 (36). — С. 12–27. — DOI: 10.11621/npj.
10. Смирнова, Е. О. Специфика современного дошкольного детства / Е. О. Смирнова // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 2 (34). — С. 25–32. — DOI: 10.11621/npj.2019.0207
11. Смирнова, Е. О. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 3. — C. 42–53. — DOI: 10.17759/pse.2018230304
12. Рубцова, О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) / О. В. Рубцова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 4. — С. 100–108. — DOI: 10.17759/chp.2019150410
13. Артеменков, С. Л. Проблема опосредования в киберпсихологии / С. Л. Артеменков // «Нейрокомпьютеры и их применение» : XIX Всерос. науч. конф. : тез. докл. — Москва, 2021. — С. 391–395.
14. Прихожан, А. М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста / А. М. Прихожан // Психологические исследования. — 2010. — № 1 (9). — EDN: KZULXZ
15. Ларионова, Л. И. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды / Л. И. Ларионова, А. Ю. Горбунова // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития.
16. Карабанова, О.А.Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 3 (31). — С. 37–46.
17. Жукова, Е. С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Жукова Елена Сергеевна. — Москва, 2000. — 423 с.
18. Денисенкова, Н. С. Эрозия норм развития современного ребенка / Н. С. Денисенкова // Тезисы международного симпозиума «Л. С. Выготский и современное детство». — Москва, 2017. — С. 37–39.
19. Дель Веккьо, Ж. «Киндерсюрприз» для маркетологов : как создать «долгоиграющий» бренд для детей/ Жене дель Веккьо.— Москва : ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005.— 249 с.
20. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников / А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, О. В. Алмазова // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 1. — С. 27–40. — DOI
21. Бурлакова, И. А. Парадоксы современной детской субкультуры / И. А. Бурлакова, Е.Е.Клопотова, Е.К.Ягловская// Дошкольное воспитание.— 2021.— №2.— С.2–27.
22. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : монография / Д. Б. Богоявленская. — Самара : Федоров, 2009. — 414 с.
23. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1971. — № 1. — С. 144–146.
24. Батенова, Ю. В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия / Ю. В. Батенова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2019. — № 4. — С. 4–20.

Остальные статьи