Дата публикации: 01.04.2023

Проблемы и технологические решения преодоления барьеров личностного и профессионального развития субъектов образования

Аннотация

Результаты исследования показали, что для педагогов с низким уровнем личностно-профессионального развития характерны профессиональные деформации: эмоциональное выгорание, низкий уровень стрессоустойчивости и совладающего поведения. У большинства учащихся выявлены признаки маргинального сознания, прокрастинации, обусловленные сформированным синдромом выученной беспомощности, который транслируется учителями. Только педагог с высоким уровнем профессионального развития, ценностями гуманистического характера, отсутствием профессиональных деформаций способен создавать условия полисубъектного взаимодействия, в которых у учащихся не формируется личностная беспомощность. Разработанная технология преодоления барьеров личностного и профессионального развития доказала свою эффективность повышением уровня самосознания и интегральных личностных характеристик студентов, тем самым обеспечивая повышение уровня их личностно-профессионального развития.




Сейчас, когда страны ориентируются на инновационные пути развития, реализация прогрессивной идеи модернизации обучения зависит от преподавателя, от его профессиональных и личностных возможностей. В этой связи растут требования государства и общества к личности учителя и его профессиональному мастерству.

Педагогу будущего нужно развиваться постоянно, обладать активной жизненной позицией, творчеством, гибкостью и мобильностью, иметь широкий репертуар эффективных ролей педагога. Определив задачи развития, обучения и воспитания, учитель как модель их решений демонстрирует свою личность и одновременно представляет собой образец поведения для своих учеников.

Вместе с тем научно обосновано, что профессиональная деятельность педагога может не только стимулировать развитие учащихся, но и продуцировать психические состояния учителя, которые изменяют его личностные качества, формируя деформации, что в целом негативно влияет на поведение учащихся. Проблема профессиональных деформаций постоянно находится в поле зрения исследователей [1; 12; 13 и др.], но в контексте влияния профессиональных деформаций учителя на девиации и формирование психологических барьеров развития учащихся остается малоизученной.

Одна из главных проблем личностного и профессионального развития субъектов образования состоит в том, чтобы изучить психологические барьеры — те негативные явления, которые оказывают влияние на личность и общество. Проведенный нами анализ психологических барьеров личностно-профессионального развития субъектов образования [9; 11; 18 и др.] позволил выделить основные из них: маргинальное сознание и самосознание, прокрастинацию, личностную (выученную) беспомощность. Большинство исследователей изучают изолированно друг от друга процессы беспомощности [2; 5; 16 и др.], маргинализма [7; 8; 21 и др.], прокрастинации [4; 15; 17; 19; 20 и др.].

Можно констатировать, что ни в одном из психологических, педагогических, социологических исследований профессиональной жизнедеятельности человека не изучался комплекс этих негативных явлений в их взаимосвязях.

Список литературы

1. Митина, Л. М. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Психологическая наука и образование. — 2020. — № 25 (3). — С.
2. The Revised Almost Perfect Scale — Revised / R. B. Slaney, K. G. Rice, M. Mobley [et al.] // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. — 2001. — Vol. 34, № 3. — P. 130–145.
3. Steel, P. The nature of procrastination : A meta-analytic and theoretical review of quintessential selfregulatory failure / P. Steel // Psychological Bulletin. — 2007. — Vol. 133, № 1. — P. 65–94.
4. Solomon, L. J. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates / L. J. Solomon, E. D. Rothblum // Journal of Counseling Psychology. — 1984. — Vol. 31, № 4. — P. 503–509.
5. Mitin, G. V. Difficulties and means of overcoming them in the personal and professional development of educational subjects / G. V. Mitin // Contemporary university education. — Sofia, 2020. — Vol. 5, № 5. — P. 50–54.
6. Milgram, N. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination / N. Milgram, R. Tenne // European Journal of Personality. — 2000. — Vol. 14. — P. 141–156.
7. Maier, S. F. Failure to escape traumatic shock / S. F. Maier, M. E. P. Seligman // Journal of Experimental Psychology. — 1967. — Vol. 74. — P. 1–9.
8. Lay, C. At last, my research article on procrastination / C. Lay // Journal of Research in Personality. — 1986. — Vol. 20. — P. 474–495.
9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — Москва : ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
10. Умняшова, И. Б. Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования / И. Б. Умняшова // Психология и право. — 2022. — Т. 12, № 1. — С. 133–146. — DOI: 10.17759/ psylaw.2022120111
11. Симатова, О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции / О. Б. Симатова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2001. — № 202. — С.
12. Амбалова, С. А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов / С. А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 1 (30). — С. 321–324. — DOI: 10.26140/ anip-2020-0901-0079
13. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — 456 с.
14. Митин, Г. В. Профилактика и коррекция нарушений полисубъектного взаимодействия «преподаватель — студент» в условиях университетского образования / Г. В. Митин // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: тр
15. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 4. — С. 51–59.
16. Дружилов, С. А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации / С. А. Дружилов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2017. — № 2. — С. 45–63.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1984. — Т. 4. Детская психология. Проблема возраста. — С. 244–256.
18. Веденеева, Е. В. Структура мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах / Е. В. Веденеева, Д. А. Циринг // Казанский педагогический журнал. — 2011. — № 4. — С. 123–131.
19. Болотова, А. К. Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия / А. К. Болотова, А. А. Чеврениди // Культурно-историческая психология. — 2017. — № 13 (4). — С. 101–108. — DOI: 10.17759/chp.2017130411
20. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 47–53.
21. Баширова, Ю. Н. Структурно-содержательные особенности личностной беспомощности: особенности выбора диагностического инструментария / Ю. Н. Баширова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 1/2 (17/18). — С. 76–80.

Остальные статьи