Дата публикации: 01.04.2023

Ретроинновация как источник модернизации профессиональной подготовки современного педагога в Санкт-Петербурге

Аннотация

Статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, основоположником которого стал великий педагог К. Д. Ушинский. Современными исследователями проведен теоретический анализ его педагогического наследия, уточнено авторское определение понятия «гражданско-патриотическое воспитание», указаны педагогические условия реализации гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи.




Константин Дмитриевич Ушинский — отечественный педагог и писатель, основоположник научных идей в мировом педагогическом пространстве, автор уникальных открытий в области народного, а в сущности — гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, великий учитель русских учителей и наставник родителей. Педагогические труды К. Д. Ушинского занимают важное место в русской и мировой литературе и особое признание в многочисленных читательских сердцах. Благодарный сподвижник научных учений талантливого педагога и писателя Л. Н. Модзалевский так представил основоположника отечественной научной педагогики русскому и мировому сообществу: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор» [2]. Инновационным прорывом в мировой педагогике явилось известное выражение К. Д. Ушинского, ставшее научной аксиомой в воспитании подрастающего поколения: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [12, с. 23]. Осознавая это утверждение народного учителя, педагог обязан всесторонне знать своего воспитанника: в раннем детстве и в преклонные годы; в семье и в социуме; в образовании и в профессиональной деятельности; в порыве радости и в минуты скорби; в бедности и в величии; в славе и в презрении, что откроет воспитателю все двери в познании человеческой природы для формирования гармонично развитой  личности (см.: [12, с. 35]), что, по мнению основоположника отечественной научной педагогики, приведет к реализации гражданских и патриотических чувств у молодого поколения.

К. Д. Ушинский, исходя из особенностей развития природы человека (с учетом развития его индивидно-индивидуальных и личностно-индивидуальных особенностей), показывает нам, что личность воспитывает все, что ее окружает, и об этом должен знать каждый педагог, наставник, воспитатель и родитель. Субъект всегда проявляет интерес к тому, что для него является дорогим, без чего он не представляет своего существования. Поэтому каковы у человека ценностные установки, которых он придерживается в своей жизни, таковы и его душевные чувства, и гражданская позиция, влияющие на выбор тех или иных действий.

К сожалению, бесценные учения К. Д.Ушинского не всегда и не везде реализуются в образовательном пространстве. Например, если не учитывать тот факт, что подростка воспитывает буквально все, что его окружает, то это в педагогической практике образовательных организаций может привести к непредвиденным рискам. Так, 15 января 2018 г. двое учащихся средней общеобразовательной школы №127 г. Перми, движимые ненавистью к окружающим, убежденные в безнаказанности за свои поступки, используя холодное оружие, во время урока нанесли колото-рваные раны различной степени тяжести учительнице и 14 школьникам четвертого класса. 11 мая 2021 г. бывший ученик Казанской гимназии № 175, приветствуя прохожих нацистским жестом и не пряча от них оружия, не обратил на себя внимание горожан, что привело к тяжким трагическим последствиям. 26 сентября 2022 г. в Ижевской общеобразовательной школе № 88 бывший ученик этой же школы открыл огонь по учащимся и преподавателям: погибли 17 человек, 11 из которых — дети, десятки получили ранения различной тяжести. 2 апреля 2023 г. выпускница общеобразовательной школы, окончившая ее с золотой медалью, но прервавшая обучение в медицинском университете, совершает кровавый теракт в кафе «Патриот» города Санкт-Петербурга. Здесь нельзя не вспомнить пророческие слова К. Д. Ушинского о связи между отсутствием гражданских и патриотических чувств с совершением описанных выше преступлений у представителей молодежи: «…школа по-прежнему будет чистилищем, через все степени которого надо пройти человеку, чтобы добиться того или другого положения в свете, а действительным воспитателем будет по-прежнему жизнь, со всеми своими безобразными случайностями. Практическое значение науки в том и состоит, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека» [10, с. 27].

К. Д.Ушинский в своей педагогической деятельности прозорливо обращал внимание учителей и наставников на существующие в воспитании жизненные обстоятельства и связанные с ними трудности. Он говорил о том, что воспитание субъекта не ограничивается только спланированной педагогами и наставниками воспитательной работой образовательных организаций, так как существуют еще более значимые воспитатели — непреднамеренные: семья, социум, окружающие субъект люди и природа, вероисповедание народа и его родной язык, исторические ценности и традиции малой и большой Родины (см.: [12, с. 18]).

Л. М. Митина и Г. В. Митин в своих научных исследованиях также придерживаются позиции, совпадающей со взглядами К. Д. Ушинского о воспитателях непреднамеренных, подтверждая их существование в условиях глобального кризиса. Авторы публикации показывают, что профессиональное развитие педагога реализуется в том геополитическом пространстве и при том социуме, которые его окружают в настоящее время, а поэтому траектория его индивидуального развития зависит от разных условий. По их мнению, только педагоги с высокой мотивацией к личностно-профессиональному развитию и со сформированными специальными компетенциями, с качествами гражданина и патриота, ответственного за судьбу своего Отечества, способны создать психологически благоприятную образовательную среду и обеспечить процесс непрерывного педагогического образования (см.: [3, с. 8]).

Список литературы

1. Абрамов, Д. Н. Культурно-историческая ретроспектива проблемы воспитания физической культуры личности / Д. Н. Абрамов, А. О. Бадилин // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 9 (175). — С. 3–6.
2. Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) : очерк // Клаузура. — URL: <a href="https://klauzura.ru" target="_blank">https://klauzura.ru</a> — Дата публикации: 11.11.2021.
3. Митина, Л. М. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системн
4. Орлова, А. П. Учение К. Д. Ушинского о народности воспитания как фактор развития научной педагогики (к 185-летию со дня рождения ученого) / А. П. Орлова. — 2022. — URL: <a href="https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/7302/1/орлова.pdf" target="_blank">https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/7302/1/орлова.pdf</a> (дата обращения: 23.03.202
5. Ставский, С. А. Если мы хотим быть образованными, то должны читать Константина Ушинского / С. А. Ставский. — 2023. — URL: <a href="https://ulpravda.ru/rubrics/soc/" target="_blank">https://ulpravda.ru/rubrics/soc/</a> zasluzhennyi-uchitel-rossii-sergei-stavskii-esli-my-khotim-byt-obrazovannymi-my-dolzhnychitat-kon
6. Стамкулова, Ш. А. Особенности процесса совершенствования познавательной активности студентов путем использования информационных технологий / Ш. А. Стамкулова // Наука и инновации — современные концепции : сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч.
7. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : [в 10 т.] / К. Д. Ушинский ; сост. В. Я. Струминский. — Москва : АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. Педагогические статьи, 1857–1861. — 656 с.
8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : [в 10 т.] / К. Д. Ушинский ; сост. В. Я. Струминский. — Москва : АПН РСФСР, 1948. — Т. 3. Педагогические статьи, 1862–1870. — 692 с.
9. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : [в 10 т.] / К. Д. Ушинский ; сост. В. Я. Струминский. — Москва : АПН РСФСР, 1948. — Т. 4. Детский мир и Хрестоматия. — 680 с.
10. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : [в 10 т.] / К. Д. Ушинский ; сост. В. Я. Струминский. — Москва : АПН РСФСР, 1950. — Т. 8 (1). Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — 776 с.
11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский. — Москва : Учпедгиз, 1953. — Т. 1. Вопросы воспитания. — 637 с.
12. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. — Москва : Педагогика, 1990. — Т. 1. — 416 с.
13. Ушинский, К. Д. Русская школа / К. Д. Ушинский ; сост., предисл. В. О. Гусаковой ; отв. ред. О. А. Платонов. — Москва : Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.
14. Ушинский, К. Д. Родное слово : в 2 ч. / К. Д. Ушинский. — Москва : Юрайт, 2018. — Ч. 1. — 233 с.
15. Шурилова, Т. Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования / Т. Б. Шурилова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2022. — № 203. — С. 102–114.

Остальные статьи